Конспект урока литературы на тему




Скачать 98,29 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы на тему
Дата конвертации18.10.2016
Размер98,29 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока литературы на тему

«Путь к спасению»

( по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»)

6 класс







Цели урока: 1).на примере рассказа Д.Лондона «Любовь к жизни» показать, что человек всегда должен оставаться человеком, продолжать бороться за жизнь до последнего;

2).развивать навыки сопоставительного анализа и умения работать с текстом;

3).воспитывать в детях такие качества, как преданность дружбе, верность, чувство товарищества.

Наглядные материалы к уроку: портрет Д.Лондона, иллюстрации к рассказу, географическая карта, песня В.Высоцкого «Песня о друге».




Пока человек жив, он никогда не должен

терять надежды.

Сенека

Ход урока.




1.Оргмомент. (Ознакомить с темой и целями урока).

2.Вступительное слово учителя.

Джек Лондон – великий американский писатель. Мы познакомились с одним из его рассказов –«Любовь к жизни».Это автобиографическое произведение. Вспомним, какое жизненное событие положил автор в основу рассказа?

- В основе рассказа лежит событие, связанное с обнаружением золота в Клондайке(находим на карте местоположение).Ходили легенды о головокружительной карьере на золотых землях, где миллионерами делались за неделю. Джек с мужем своей сестры Элизы тоже решили попытать счастья. Закупив все предметы, необходимые для длительного путешествия по бескрайним снежным просторам суровой Аляски, 25 июля 1897 года мужчины отплыли. С первых часов высылки на Севере начались трудности. Вскоре муж сестры отказался от непосильного путешествия. Д.Лондон, взвалив на спину килограммов 70, ожесточённо карабкался по скользким склонам. Джек преодолевал бурные ледяные потоки. Он бесстрашно смотрел в глаза опасности. Его окрыляла мечта обеспечить мать и отчима: последнего он оставил тяжело больным. Однажды Джек с приятелями наткнулись на песок с обильными золотыми блёстками. Они решили показать свою пробу знатокам: блёстки оказались слюдой. К весне от недостатка свежих продуктов и овощей Джек заболел цингой. Проделав колоссальный путь в 1900 миль, летом 1898 года он вернулся в Сан-Франциско. Джек приехал без гроша, но зато привёз нечто подороже – заметки о виденном и неизгладимые впечатления. Джек Лондон был свидетелем того, как в этом злобном мире в жестокой борьбе между людьми за успех победу одерживали единицы, а сотни, тысячи трупов устилали узкие лабиринты, ведущие к призрачному счастью.

(Послушаем небольшую историческую справку, которую подготовил историк, нужна географическая карта).

Историческая справка: Этот рассказ о золотой лихорадке, имевшей место на самом деле. Дело в том, что Аляска сравнительно недавно стала американским владением. До 2-ой половины 19 века она принадлежала России и лишь в 1867 году была продана США за 7,5 миллионов долларов. В те времена это была пустынная малозаселённая территория, на которой жили индейцы и эскимосы и небольшое число белых. Открытие золота в конце 90-ых годов и начавшаяся золотая лихорадка резко изменили картину: на Аляску двинулись тысячи людей, на реку Клондайк, на Берингово море и в Ледовитый океан.

Вопрос к классу: Вы согласны с тем, что рассказ «Любовь к жизни» только о золотой лихорадке?




-1-

-Рассказ Джека Лондона о борьбе и победе человека над всевозможными испытаниями над самим собой и над самой смертью. О любви к жизни. Герой в труднейших обстоятельствах проявляет истинное мужество, огромную силу воли, страстную любовь к жизни. Жизнь оказалась сильнее смерти. Человек бросает ей вызов и побеждает.

Вопрос к классу: А каким человеком был, по-вашему, автор рассказа?

Биограф Джека Лондона: Джек Лондон, как и герой его рассказа, - сильная личность. В юности он нырял на дно залива и чудом не утонул, волей судьбы оказывался среди преступников, но преступником не стал, ехал зайцем на крыше вагона, от искр, вылетающих из трубы паровоза, загорелась его одежда, но сам он не обгорел. Существуют три подробные биографии Джека Лондона. Это двухтомный труд его жены Чармиан, «Моряк в седле» Ирвинга Стоуна и книга дочери Джоан. Эти авторы приводят много подтверждений того, что сам Джек Лондон - волевая, сильная натура. Лондон в жизни был и за штурвалом шхуны, в седле, на боксёрском ринге, в одежде матроса и в робе золотоискателя. Поэтому его герои, сильные духом, волевые, хладнокровные, симпатичны всё новым поколениям.

Географическая справка: На севере Восточной Сибири, в бассейне Колымы, находится озеро, носящее имя Джека Лондона. Знаете ли вы, кто назвал это озеро именем великого писателя? Оказывается, один из первооткрывателей золота Колымы И.Билибин очень любил книги Д.Лондона, и об этом хорошо знал геолог Скорняков, который в 1930 году дал имя Лондона этому озеру.

Вывод: мы узнали, что положительные герои произведений Лондона очень похожи на самого автора. Главное для них – духовная борьба и сильнейшие человеческие качества: честность, преданность, мужество, правда. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим главные эпизоды рассказа «Любовь к жизни».

Беседа по рассказу.

1)Какие эпизоды рассказа вы считаете главными и почему?

1.Вместе с Биллом.

2.Предательство Билла.

3.Одиночество и страх в пути.

4.Поединок с волком.

5.Путь к кораблю.

6.Спасение.

- 2-ой и 4-ый эпизоды являются главными. Это самые важные моменты в жизни героя, так как после того, как Билл бросил своего товарища, он обрёк себя и друга на одиночество , из –за этого все мучения обоих. Дружба и товарищество всегда спасают людей в трудную минуту, а трусость и предательство ведут к гибели. Предательство – это первое испытание героя.

Схематично можно изобразить это следующим образом:




Герой ЖИЗНЬ Билл СМЕРТЬ

(дружба, товарищество) (трусость, предательство)




-Другой эпизод – поединок с волком. Это последнее испытание героя. Именно здесь герой доказывает, что он разумное существо, человек, а значит, он не может допустить, чтобы его загрыз больной, полумёртвый волк, почти падаль. Вот тут и начинается самая жестокая борьба за жизнь между больным слабым человеком на четвереньках и таким же больным волком, ковылявшим за ним. Этот эпизод важен тем, что побеждает всё-таки человек.

2).Что хотел сказать автор этим?

-Автор показывает упорство, мужество, человеческое достоинство, которые помогли герою выжить.

3).Сравним внешность, лицо героя в начале рассказа и в конце повествования:







-2-




В начале рассказ В конце рассказа




губы сильно дрожали дрожал, как в параличе

сухие губы сухой язык

выражение страха, отчаяния на лице выражение отчаяния и непокорённости

лицо тупое отупевшая душа

жёсткие рыжие усы стал шерстистым




4).Какой вывод можно сделать из такого сравнения?

-Герой, пришедший в отчаяние после того, как его бросил Билл, выглядел одиноким, больным, никому не нужным. Это же состояние усиливается к концу рассказа: автор называет его существом больным, но живым, одичавшим, но волевым, отупевшим от голода, но мужественным. Мы видим, что человек не покоряется смерти, в его глазах теплится огонёк надежды на спасение через путь к кораблю. Мы находим в нём огромное стремление выжить. Это желание и спасло ему жизнь.

5).А какую разницу вы заметили во внешнем виде героя в начале и в конце рассказа? Что можно сказать по этому поводу?




В начале рассказа В конце




мокасины в лохмотьях мокасин нет, шапка пропала

обмотки из одеяла носки из рубашки

порванные штаны оторванные до колен штанины

жалкое тело живое существо

«оставалось лечь и умереть» «жизнь в нём не хотела гибнуть»

- Мы видим, как жалкое больное существо переносит все тяготы: и голод, и холод, и одиночество, и схватку с медведем, а затем и с волком…Но главное в том, что это человек, он жив, вокруг него была жизнь. Только сознание того, что он человек, он живой, заставило его идти, затем ползти на четвереньках, но всё время только вперёд. И несмотря на то что он был оборван, не чувствовал голода и боли, он упорно двигался к кораблю, единственному спасению. После того как его бросил товарищ, он кричал, плакал, громко рыдал, ему «оставалось лечь и умереть».У него не было сил жить дальше, но как только он увидел очертание корабля, в нём вспыхивает надежда, которая дала силы карабкаться к цели даже на четвереньках. Это ещё раз доказывает, что целеустремлённость, любовь к жизни и воля – сильные человеческие качества.

6).Какую роль играет в рассказе пейзаж? Сравните описание природы вначале и в конце?

В начале рассказа В конце




тусклое солнце яркое солнце

мгла, туман, дождь, серое небо короткое бабье лето

мокрый снег хлопьями погода прекрасная

бледные болотные ягоды Живая природа

«ни деревьев, ни кустов, ни травы»

Серая (мёртвая) природа




-В начале рассказа преобладают серые, мрачные тона. Это усиливает безысходность, одиночество героя. Природа как бы перекликается с человеком. Состояние человека и окружающей природы одинаковое. В конце рассказа сама природа помогает человеку- наступает бабье лето, светит яркое солнце, прекратились дожди и снега.

7) Когда герой понял, что жизнь дороже золота? Как он распорядился своим золотом?







-3-







-как раз в тот момент, когда установилась хорошая погода, в нём укрепилась вера в жизнь, появилась возможность спастись, герой понял, что человеческая жизнь дороже золота. Он свое золото выбросил и золота Билла не взял.

( Наверное, эту порядочность по- своему оценила природа и уберегла его от гибели. Природа будто проверила его на человечность)




8).Прочитайте монолог-воспоминание героя, составленный от первого лица. Это поможет ещё раз прочувствовать всё, что он вынес.

Читает первый ученик (заранее подготовленный):

«Я не могу забыть то, как Билл бросил меня. Помню, это было тогда, когда мы, пошатываясь, шли по холодной, как лёд, воде. Вода захлёстывала мне колени, пальцы онемели. Вдруг я пошатнулся раз- другой и чуть не упал. А Билл всё шёл так же вперёд, даже не обращая внимания. Я закричал: «Слушай, Билл, я вывихнул ногу!» Но мой друг ковылял дальше по молочно- белой воде. Он ни разу не оглянулся. Я не забуду, как кричал ему, отчаянно молил, плакал, но Билл даже не повернул головы…Так я остался один. Билл предал меня, оставил одного. Признаюсь, тут на меня свалились все беды: голод преследовал меня по пятам, один я не мог поймать даже ни куропатку, ни рыбу…Я постоянно думал: «А если бы Билл был рядом, мы бы поймали…»Тут страх охватил меня, отчаяние и ужас. Жить не хотелось, «мне оставалось лечь и умереть…»




Вопросы к классу:

1).Когда и почему герой почувствовал себя одиноким?

2).Почему герой надеялся, что Билл ещё ждёт его?

3).О чём размышлял герой, стоя над костями Билла?

4).Почему герой не стал грызть кости Билла и не взял его золота?




Читает второй ученик:

«Можете ли представить себе такую картину, что за больным и одиноким человеком начинает охотиться волк. Вот в такой ситуации и оказался я. Волк был в 20 шагах от меня. С кровавыми глазами, он чихал и кашлял. Значит, сам был, как и я, болен. Он смотрел на меня тоскливо и жадно скалил зубы и дрожал. Больной волк шёл за мной, тоже больным человеком. Оба мы, полумёртвые, тащились через пустыню, постерегая друг друга. У меня совсем не было сил, колени и ступни содраны до живого мяса, сознание туманили галлюцинации, я стал часто бредить. Хоть я и был на краю смерти, но мне неприятно было думать, что я могу попасть в утробу этой мерзкой твари, почти падали. Будь то здоровый волк, я не стал бы так сопротивляться. А тут ещё как раз я увидел корабль, до него было мили четыре, не больше. Вот тут-то я и подумал: «Было бы глупо умереть после всего, что я перенёс. Это было чисто безумие. Умирая, я не покорялся смерти. Я же человек, разумный, мыслящий. Я не мог позволить, чтобы волк меня загрыз. Руки мои были слабы, чтобы задушить волка и поэтому я придавил его всей своей тяжестью. Я до сих пор помню отвратительную волчью шею, шерсть. Это было мучительно, но усилием воли я заставил себя терпеть, так как я люблю жизнь: я человек и должен выжить…»

Вопросы к классу:




1).Что заставило героя идти вперёд?

2).Что помогло ему победить волка и выжить?

3) Почему он запасался сухарями на борту корабля?




Учитель: Попробуем сравнить поле Билла и поле Героя и определить, какую позицию заняли бы вы в этой ситуации, то есть определить своё поле:







-4-







Билл Герой






Трусливый мужественный

Эгоистичный смелый

Слабый Я сильный духом

Жадный бесстрашный

? целеустремлённый

волевой

жизнелюбивый




ПРЕДАТЕЛЬ










НАСТОЯЩИЙ ДРУГ, ТОВАРИЩ

-Могли бы вы поступить так же, как Билл?

-Чьё поле вам ближе и почему?

-Какой жизненный урок для себя вы вынесли из этой истории?

(Учиться преодолевать любые трудности, быть верным другом, не терять веру в жизнь, не терять надежду, не отчаиваться ни при каких обстоятельствах и оставаться человеком)




Учитель: Послушаем песню В.Высоцкого, которая так и называется-«Песня о друге», в ней тоже говорится о плохих и хороших друзьях, что как раз соответствует нашей теме. И хотя рассказ написан почти 100 лет назад, В.Высоцкий снова подтверждает, что тема дружбы и товарищества важна во все времена. Песня заставляет задуматься о надёжных и ложных товарищах, на кого можно положиться ,а на кого - нет.( Звучит «Песня о друге В.Высоцкого).

Вывод: Джек Лондон был очевидцем яростной борьбы с северной стихией, очевидцем его побед и поражений. Он встретил немало настоящих людей, и вместе с ненавистью к жестокой действительности в нём укрепилась вера в могущество человека, товарищество и дружбу. Он понял, что это и есть подлинные ценности человеческой души, что главное – не терять веру в себя, веру в друзей, в жизнь.











































-5-



















































Похожие:

Конспект урока литературы на тему iconКонспект урока литературы в 6 классе на тему: «Василий Андреевич Жуковский «Светлана»
Цели: Познакомить учащихся с русской оригинальной балладой, подчеркнуть национальный
Конспект урока литературы на тему iconПлан-конспект урока литературы в 6 классе на тему
Цели: расширить знания о баснописце и его баснях, развить понятие мораль, аллегория, иносказание
Конспект урока литературы на тему iconКонспект урока в 1-ом классе на тему
Цель урока: к концу урока учащиеся должны знать, откуда берутся изюм, шоколад и мед
Конспект урока литературы на тему iconКонспект урока литературы в Х классе на тему: «Тема искусства и творчества в повести Н. В. Гоголя «Портрет»
Ново-Чечкабская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока литературы на тему iconКонспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте»
Судья: Прошу садиться. Сегодня рассматривается дело по обвинению Наполеона Буонапарте. Состав суда
Конспект урока литературы на тему iconПлан-конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему
«Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Кавказ» учителя литературы моу всош при фку ик-16 с. Просек Лысковского района Нижегородской...
Конспект урока литературы на тему iconКонспект открытого урока по литературе в 7 классе
Оборудование: художественный текст “Левша”, учебник литературы автор: Меркин Г. С., конспект урока, диагностическая таблица, стенд...
Конспект урока литературы на тему iconПлан-конспект урока литературы
Тема урока Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Петербург Достоевского.»
Конспект урока литературы на тему iconПлан-конспект открытого урока по русской литературе в 12 классе на тему
«Христианские мотивы в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» учителя литературы моу всош при фку ик-16 села Просек Лысковского...
Конспект урока литературы на тему iconКонспект урока по литературе на тему "Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова"
М. Ю. Лермонтова, показать многогранность натуры поэта плеяды «золотого века» русской литературы, познакомить с малоизвестной стороной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©knu.znate.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница