Конспект урока литературного чтения и презентация по рассказу В. Осеевой «Три товарища», 1 класс




Скачать 139,69 Kb.
НазваниеКонспект урока литературного чтения и презентация по рассказу В. Осеевой «Три товарища», 1 класс
Дата конвертации18.10.2016
Размер139,69 Kb.
ТипКонспект

В. Осеева «Три товарища" УМК «Начальная школа XXI века»




Конспект урока литературного чтения и презентация по рассказу

В. Осеевой «Три товарища», 1 класс




Учитель начальных классов

Тимошенко Лариса Николаевна,

МБОУ «Романовская СОШ»

село Романово, Романовский район, Алтайский край







Литературное чтение

1 класс

Тема: В. Осеева «Три товарища»

ЦЕЛИ: Создание условий для развития ума, эмоциональной сферы и нравственных основ характера каждого ребенка через включение его в учебную деятельность, не вредя здоровью

Воспитание коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, делать выводы и обобщения из высказываний участников обсуждения.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: познакомить учащихся с творчеством В. Осеевой ;

научить вдумываться в текст при чтении, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею;

привлекать детей к целеполаганию.

Развивающие: на основе выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка содействовать развитию его эмоционально-ценностной сферы и индивидуальности.

Развивать: - умение анализировать изучаемое произведение, обобщать,

делать выводы;

- сопоставлять опыт автора и собственный жизненный опыт;

- определять положительные и отрицательные черты характера главных героев;

- навык беглого, безошибочного, выразительного чтения.

Формировать:

- личностную позицию каждого учащегося, умение работать в группе, навык конструктивного общения;

- положительные качества личности.

Воспитательные: способствовать воспитанию положительного эмоционального отношения к процессу познания, культуры поведения, чувства взаимопомощи и товарищества. Содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

Учебные материалы.

Учебник «Литературное чтение» (авт. Л. А. Ефросинина); словарь настроений для составления характеристики героев; набор кружков различного цвета, рисунок солнышка, тучки, мультимедиа система, презентация.




Ход урока.




  1. Организационный момент.




  1. Психологический настрой.




- Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А в природе такую радость дарит нам солнце. Давайте сейчас сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляйте к ней свой лучик, который несёт любовь. Ваша звёздочка стала увеличиваться. Направляйте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, ласку, радость. Звёздочка стала совсем большой, как солнце, которое несёт всем свет, тепло, радость и добро.

Слайд 3.

- Откройте глазки. Всё ваше хорошее настроение я обозначу солнышком, а не очень хорошее тучкой. ( Рисунок солнышка и тучки на доске)

Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.

  1. Выбор девиза урока.




Слайд 4.

- А девизом нашего урока будет пословица, прочитайте.

(Дети на слайде прочитывают пословицу: «Жизнь дана на добрые дела»)

- Как вы думаете, о чём будет идти речь на нашем уроке? (Ребята предполагают, что о добре)

- Верно, будем говорить о добрых делах и о хороших поступках. Но в начале урока, проведём речевую разминку.




  1. Речевая разминка.

- Для чего каждый урок проводим речевую разминку?

( Развиваем голосовой аппарат, правильное произношение, дикцию, темп речи)

Слайд 5.

- Для речевой разминки я приготовила скороговорку. Прочитайте её медленно по слогам. ( Читают со слайда скороговорку. Испекла Иришка куклам по коврижке.)

- О ком скороговорка? (Об Иришке)

- Что испекла Иришка? (Коврижку)

- Что такое коврижка? Обратите внимание, на слайде есть подсказка. (Это пряник)

- Произнесите пословицу целым словом.

- Произносим увеличивая темп.

- Отвечаем на вопросы: (учитель задаёт вопросы, чередуя логическое ударение в словах)

- Испекла Иришка куклам по коврижке?

(Дети отвечают, меняя интонацию и логическое ударение.)

- Испекла Иришка куклам по коврижке?

- Испекла Иришка куклам по коврижке?

- Произнесём скороговорку с разной интонацией. Ребята, слушаю ваши предложения. С какой интонацией вам бы хотелось её произнести?

(Дети предлагают интонацию. Могут быть варианты: весело, ласково, с удивлением. Произносят скороговорку с разной интонацией)

  1. Проверка домашнего задания.

Слайд 6.

- Какое произведение читали на прошлом уроке? ( Стихотворение И. Мазнина «Давайте дружить»)

- Я хочу послушать выразительное чтение. (Дети выразительно читают стихотворение по желанию)

- К чему призывает вас автор стихотворения? (Автор призывает нас дружить)

  1. Работа по усвоению новых знаний.

  1. Организация художественного восприятия




Работа в группах.

- Подумайте с какими словами ассоциируется слово «дружба»

( Работают в группах, используют словарь настроений Приложение 1)

(Могут быть ответы: Радость, добро, отзывчивость, чуткость, теплота и т.д.)

Слайд 7

- Сегодня продолжим изучать творчество уже знакомого для вас писателя, который пишет о дружбе и добрых поступках.

( кликнуть мышью на слайде) Прочитайте по этим буквам фамилию автора.

Дети. Читают со слайда по буквам: Осеева

О е

с в

а е

Беседа об авторе.

Слайд 8.




- А что вы уже знаете о В. А. Осеевой? (Дети отвечают, используя слайды).

  • Родилась в Киеве в семье инженера.

  • В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актёрский факультет.

  • 16 лет она отдала воспитанию детей – беспризорников и малолетних правонарушителей.

Учитель. В. Осеева работала педагогом и воспитателем, а на досуге сочиняла сказки, рассказы, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.

Слайд 9.

- Какие рассказы Осеевой вы читали? ( Отвечают, используя слайд)

- В. Осеева написала очень много рассказов. В своих рассказах писательница сопоставляет плохие поступки с хорошими делами. Она никого в них не осуждает, но даёт хорошую установку на добрые дела.

Слайд 10.

- По иллюстрации узнайте рассказы В. Осеевой. (Отвечают, используя слайд).

2. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 11.

- Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение В. Осеевой. Прочитайте тему урока. (Читают со слайда В. Осеева «Три товарища»)

- Я хочу, чтобы вы не просто научились читать это произведение, но ещё учились думать, рассуждать, анализировать поступки героев, высказывать свою точку зрения.

3. Первичное чтение.

- Как вы думаете, о ком будет это произведение? ( О друзьях.)

- Сколько было друзей? (Трое)

- Что вам помогло предположить содержание? ( Иллюстрация, заголовок.)

а). Чтение цепочкой.

б). Первичное восприятие текста.

- К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ, потому что автор рассказывает случай из жизни.)

- Назовите героев рассказа. ( Витя, Коля, Миша, Володя.)

- Соответствует ли содержание рассказа вашим предположениям. (Дети высказывают своё мнение.)

Слайд 12.

- Какоё настроение вы испытали, слушая этот рассказ. Выберите из словаря настроений ( Приложение 1) те слова, которые передают ваши чувства.

(Заслушав ответы детей учитель открывает следующий слайд).

Слайд 13.

4. Физминутка. (Слайды 14, 15 сменяются по музыку Бетховина «Лунная соната»)

Учитель. А сейчас отдохнём.

Солнышко спит… ( Закрывают глаза, опускают головы на парту)

Солнышко встало и засияло… ( Открывают глаза, потягиваются )

Вдруг сверкнула молния … ( Выполняют упражнение «Ножницы» )

Ударил гром… ( Хлопают над головой в ладоши)

И пошёл дождь… ( Стучат пальчиками по парте)

Дождик как поёт свою песенку? ( Хлопают в ладоши сначала тихо медленно, потом громче и быстрее)

Дождик кончился. Снова выглянуло солнышко. Нам радостно и весело Мы готовы продолжить работу.




  1. Анализ содержания текста.

- Продолжаем работать с текстом.

Слайд 16 пустой ( Пустой слайд, для того, чтобы не отвлекать ребят от восприятия текста)

  1. Выборочное чтение.

  • Прочитайте, что случилось с Витей?

  • Какой совет дал Коля?

  • Какой совет дал Миша?

  • А как поступил Володя?

( Ребята находят в тексте ответы на вопросы. Приходят к выводу, что Володя не давал советы, а поделился с Витей завтраком. А это лучше, чем советы Коли и Миши, которые ничем мальчику не помогли)




  1. Характеристика героев.

Работа в парах.

Слайд 17.

- Какими были Коля и Миша? Выберите из словаря настроений Приложение 2 те слова, которые передают их черты характера.

( Равнодушные, жадные, безразличные. После ответов кликнуть на слайде мышкой)

- Если бы вас попросили представить характер этих мальчиков в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали? Подумайте в парах. Выберите на парте кружки нужного цвета.

(Дети показывают учителю кружки холодных цветов: Синий, фиолетовый, чёрный.

Учитель свои кружки холодных цветов прикрепляет на доске.)

- Верно, краски холодные, потому что мальчики были сами холодные и безразличные к чужой беде.

Слайд 18.

- Каким был Володя? Выберите из словаря настроений Приложение 2 те слова, которые передают черты характера этого мальчика.(внимательный, щедрый, добрый, заботливый, отзывчивый, ласковый…)

( Выслушав ответы детей, учитель кликает мышью на слайде)

- Если бы вас попросили представить характер Володи в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали?

(Дети показывают учителю кружки тёплых цветов: Красный, жёлтый, оранжевый.

Учитель свои кружки тёплых цветов прикрепляет на доске.)

- Мальчик был добрый как солнышко, которое согревает всех своим теплом.

Слайд 19.

- Кто оказался настоящим другом? (Володя.)

- С кем из мальчиков вам хотелось бы подружиться?

(С Володей. В трудную минуту он пришёл другу на помощь, поделился завтраком.Он не давал советы, а сразу помог.)

- Хорошо иметь друга, который заметит твою беду, не останется равнодушным и придёт на помощь.

  1. Чтение по ролям.

  2. Обобщение изученного. (Работа с пословицами).

Слайд 20.

- Какие пословицы можно соотнести с рассказом? (Дети читают пословицы со слайдов)

  • Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

  • Друзья познаются в беде.

  • Без друга в жизни туго.

  • Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить

(Дети выбирают вторую и четвёртую пословицу, обосновывают свой ответ.)

- Да, в трудной ситуации мало говорить и давать советы, нужно скорее помочь. Совет хорош, а дело лучше.

  1. Итог урока.

Слайд 21.

- Какой рассказ мы прочитали на уроке? (Рассказ В. Осеевой «Три товарища»)

- Что в отношениях героев осуждает В. Осеева? (Жадность, Равнодушие)

- Как вы думаете, почему Осеева написала этот рассказ? (Друзьям нужно помогать. Она хотела показать какими могут быть друзья. Как плохо не помочь другу.)

Слайд 22.

- Вспомните девиз урока. (Жизнь дана на добрые дела.)

- Как эта пословица была связана с уроком? (Володя поделился завтраком, значит совершил добрый поступок.)

- Какое слово в пословице будет главное? ( Добрые.)

- Попробуйте прочитать пословицу выразительно. ( Жизнь дана на ДОБРЫЕ дела.)

Рефлексия.

- Невозможно научиться дружить на одном уроке. Я надеюсь произведения В. Осеевой помогут вам задуматься о дружбе.

С каким настроением заканчиваем урок?

(Дети поднимают сигнальные карточки жёлтого цвета. Цвет солнышка).

Слайд 23.

- Солнышко благодарит вас за урок и дарит вам свои лучики со словами.

(Дети прочитывают слова на лучиках солнышка: заботливый, ласковый, отзывчивый, приветливый, щедрый, чуткий, внимательный.)

- Черты характера какого человека передают эти слова? ( Доброго.)

( На слайде кликнуть мышью)

- Мы можем сравнить доброту с солнцем. И в центре солнышко спрятало слово ДОБРОТА.

- Будьте добрыми, отзывчивыми. Берегите своих близких и друзей.

Слайд 24. МОЛОДЦЫ!

Домашнее задание:

  • Научиться выразительно читать рассказ В. Осеевой «Три товарища»

  • Составить рассказ о своем друге (Задание по выбору)




Литература и интернет ресурсы:




allforchildren.ru/kidfun/proverb_friend.php

www.playroom.ru › МастерскаяПисатели - детям.





































Приложение 1.







Словарик настроений




Чувства: радость, печаль, злоба, добро, отзывчивость, тоска, жестокость, тревога, чуткость, теплота, гнев.







Настроение и состояние:




шутливое беспокойное

грустное радостное

озорное печальное

спокойное весёлое

тревожное сердито







Приложение 2.







Характеристика героев




равнодушный жадный безразличный

трудолюбивый послушный отзывчивый

скромный смелый ласковый

внимательный добрый честный

умный справедливый приветливый

щедрый заботливый находчивый










Тимошенко Лариса Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Романовская СОШ»

Страница




Похожие:

Конспект урока литературного чтения и презентация по рассказу В. Осеевой «Три товарища», 1 класс iconКонспект урока литературного чтения по учебнику «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс
Определите, какие качества ей присущи в сказках? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)
Конспект урока литературного чтения и презентация по рассказу В. Осеевой «Три товарища», 1 класс iconКонспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Конспект урока литературного чтения и презентация по рассказу В. Осеевой «Три товарища», 1 класс iconКонспект интегрированного урока литературного чтения в 4 классе по учебнику Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «В океане света»

Конспект урока литературного чтения и презентация по рассказу В. Осеевой «Три товарища», 1 класс iconЧто такое миф?
«Мифы Древней Греции». Конспект урока литературного чтения в 4-м классе с презентацией
Конспект урока литературного чтения и презентация по рассказу В. Осеевой «Три товарища», 1 класс iconКонспект открытого урока Литературного чтения в 3 классе
Ребята, прочитайте слова, записанные на карточках, они помогут вам назвать ключевое слово, спрятанное в центре. (осень)
Конспект урока литературного чтения и презентация по рассказу В. Осеевой «Три товарища», 1 класс iconУрок внеклассного чтения по рассказу Н. С. Лескова "Человек на часах"
Организация начала урока. Актуализация. Целеполагание. (Слайд с темой урока и эпиграфом)
Конспект урока литературного чтения и презентация по рассказу В. Осеевой «Три товарища», 1 класс iconКонспект урока литературного чтения ( внеклассное чтение)
У. Попробуйте передать свое настроение при помощи цвета. Выберите цветной мелок и закрасьте один лепесток своего дивного цветка
Конспект урока литературного чтения и презентация по рассказу В. Осеевой «Три товарища», 1 класс iconПлан-конспект открытого урока английского языка по теме «Мир моих фантазий. Спутники простого прошедшего времени» 4 «Б» класс, умк “
Оборудование: компьютер; медиапроектор; интерактивная доска; компьютерная презентация с материалом урока; раздаточный материал
Конспект урока литературного чтения и презентация по рассказу В. Осеевой «Три товарища», 1 класс iconУрок литературного чтения 3 класс
Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» с русской народной сказкой Царевич...
Конспект урока литературного чтения и презентация по рассказу В. Осеевой «Три товарища», 1 класс iconУрок литературного чтения 2 класс
Цель: обогащение читательского опыта детей посредством чтения-общения с книгами Б. Заходера
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©knu.znate.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница