Традиции и обряды сибиряков исследовательская работа секция «Этнография»




Скачать 109.78 Kb.
НазваниеТрадиции и обряды сибиряков исследовательская работа секция «Этнография»
Дата конвертации12.02.2013
Размер109.78 Kb.
ТипИсследовательская работа


Управления образования администрации г. Канска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобазовательная школа№15


Традиции и обряды сибиряков

исследовательская работа


секция «Этнография»


Выполнила:

Бусыгина Ксения

ученица 8 «Б» класса

МОУСОШ №15 г. Канска

Руководитель:

Горбач Л. Г.

учитель географии

МОУСОШ№15 г. Канска


Канск

2009


Содержание


1. Вступление 3

2. Сибирская кухня 4

3. Крестины 5

4. Свадьба 5

5. Похороны 6

6. Баня 7

7. Почитание природы 7

8. Заключение 8

9. Приложение

10. Библиографический список


Вступление

Сибирь-это историческая и географическая область в пределах азиатской части России, которая заселялась в каменном веке. Впервые упоминается в «Сокровенном сказании монголов», в котором говорится о «лесных народах», в т. ч. народе шибир. С XVI в.в Сибирь устремляются русские землепроходцы, стремительно осваивавшие суровые неизведанные края. Начало планомерного научного изучения Сибири было положено в 1969 г. указом Петра, которым было предписано тобольскому сыну боярскому Семену Ремезову составить географический атлас Сибири.

В природном отношении выделяется Западная Сибирь и Восточная Сибирь. Восточная Сибирь занимает территорию от Енисея до хребтов тихоокеанского водораздела. Климат большей частью суровый, резкоконтинентальный. Температура может опуститься до -30-40о С.

СИБИРЯКИ. Исторически этническое население Сибири смешанное, коренные жители называют себя сибиряками. Жизнь среди суровой природы наложила отпечаток на коренных сибиряков. «То, что пугает в Сибири других, для нас (коренных сибиряков) не только привычно, но и необходимо; нам легче дышится, если зимой мороз, а не капель; мы ощущаем покой, а не страх в нетронутой, дикой тайге; немереные просторы и могучие реки сформировали нашу вольную, норовистую душу» (В. Распутин). Отличительной чертой сибиряков является миролюбие, честность, доброжелательность и гостеприимство. По закону тайги они всегда готовы оказать помощь. Большинство сибиряков ,особенно охотники и рыбаки, отличаются выносливостью и сопротивляемостью болезням.

Обычаи и традиции местного населения своими корнями уходят к культурному наследию древних народов, населяющих в прошлом территорию современного Прибайкалья. Некоторые из обычаев являются по сути отголосками шаманских и буддийских обрядов, религиозное содержание и назначение которых со временем было утрачено, но отдельные обрядовые действия соблюдаются и бытуют до сих пор среди местного населения. Многие поверья и запреты имеют общие корни центрально-азиатского происхождения, поэтому одинаковы у монголов и бурят.

Свой мир, свои традиции были у старожилов-сибиряков, как граничащий но и тесно взаимодействующий с миром традиций центральной части России. Попав в мир старожилов, переселенцы растовались со своими «российскими привычками», обычаями, приобщались к среде новых социальных норм и отношений. Однако, в последней четверти XIX века на глазах сибирских крестьян ускорился процесс вторжения переселенцев, сыгравший роль новых факторов адаптации к ним. Все больше и больше начинают появляться расхождения: сибиряки «новопоселенцы» всё более противопоставляют устремления на сохранения «обычаев предков», верность традициям, заветам предков и отцов. В условиях ускорения модернизации главными ценностями становится инновационные приобретения. Прежде, для тех и других опора на опыт адаптированной традиционной культуры обеспечивал благополучие крестьян и их семьи, но сейчас таковыми становится степень максимального взаимопробретения. Резко углубился взаимообмен наработанными культурными ценностями между старожилами и переселенцами.

«Пришлые» несли в сибирскую деревню более современные методы обработки земли, приемы строительства и обустройства усадьбы, новые сельскохозяйсвенные культуры, навыки обращения с техникой. Многие элементы строительного искусства и оформления интерьера жилища «из Рассеи» вносят живое разнообразие во внешний вид селений.


Сибирская кухня

В течение длительного времени местное население кормилось дарами тайги и озера. Приготовленные блюда не отличались разнообразием, но были питательными и практичными. Охотники и рыбаки знают много экзотических рецептов приготовления пищи на костре, с помощью раскаленных углей и камней. Добытое мясо и рыбу коптили, вялили и солили впрок. Из ягоды и грибов на зиму делали запасы. Сочетание рыбы, дичи и таёжных приправ отличают сибирский стол от европейской кухни.

Широко известны сибирские пельмени и мясо «по-сибирски». В старину охотники, уходя в тайгу зимой, брали в холщовых мешочках замороженные пельмени, которые достаточно бросить в кипяток и после их всплытия блюдо с крупными и ароматными пельменями было готово.

А такие экзотические вещи, как строганину (сырое замороженное мясо косули) и расколотку(сырую замороженную байкальскую рыбу), которые употребляются в сыром виде со специями, можно отведать только зимой вовремя охоты или рыбалки. Следует избегать пробовать медвежье мясо, даже термически обработанное, если нет ветэкспертизы.

Настоящую уху с дымком, рыбу на рожках, рыбу горячего копчения или приготовленную по рецепту: раскаленные камни в распоротую рыбу, салат из свежей черемши, жареные грибы с папоротником в сметане можно по-настоящему оценить и попробовать только у костра во время путешествия по Байкалу.

Популярны в Сибири особенно широко распространенные в Республике Бурятия бурятские позы. Для их приготовления делается рубленый мясной фарш из свинины, говядины, баранины. Фарш закатывается в тесто, так чтобы вверху было отверстие для пара. Позы быстро готовятся на пару кипящего жира в закрытой кастрюле. Внутри поз сохраняется горячий расплавленный жир, так что будте осторожны, впервые попробовав их.

Как правило, дома заготавливают на зиму много солений. Если вы попадаете в гости к сибирякам, на столе обязательно будут соления домашнего приготовления; помидоры в собственном соку, огурцы, капуста , соленые грузди и рыжики, маринованные маслята, домашнего приготовления икра из кабачков, варенье из таёжных ягод. Реже можно встретить салат из папоротника и черемши.

Ну и, конечно, стол немыслим без традиционных пирогов. Пироги могут быть самой замысловатой формы и с различной начинкой: брусникой, рыбой, черемшой, рисом, грибами и яйцом.

Приходя в дом в гости, принято снимать обувь у порога. Обычно для гостей накрывают стол с горячими блюдами, разнообразными солениями и закусками. Обязательно на столе будет присутствовать водка. При застолье гости не имеют права менять свои места. Нельзя уйти, не попробовав угощения хозяев.


Крестины

Вскоре после родов в сибирских семьях проводили православный обряд крещения. Для этой цели в зажиточных семьях приглашали священника к себе в дом, а большинство приносили новорожденных для крещения в церковь в близжайшее после родов воскресные дни. Крестный отец и крестная мать назначаются родителями из числа многочисленных родственников или близко знакомых. При крещении родители редко сами выбирали ребенку имя, чаще всего это предоставлялось свяшеннику, который давал ребенку имя того святого, которого праздновали в день крещения. В XVI-XVII веках встречаются много имен и прозвищ, которые существовали вместе с крещенным именем и употреблялись чаще последнего. Даже в деловых бумагах называли человека не христианским именем, а прозвищем, например, Смирный, Паук, Шестак, Распуга, Мясоед, Кабак и др. Иногда носили три имени-прозвище и два крещенных -явное и тайное, известное только самым близким. Это делалось для спасения от лихих людей и от сглаза.

По окончании обряда крещения обязательно устраивали застолье или просто ужин. Подавали пшенную кашу на молоке, а в постные дни её варили на воде. Постную кашу посыпали сахаром. Гости пили вино и поздравляли отца и мать с рождением ребенка и крестинами. Если ребенок в семье был первым («первородок»), то часто, подшучивая над отцом, давали ему ложку каши с солью или перцем, говоря при этом, что он должен разделить мучения жены.


Свадьба

Если прежде свадьбы могли нести в себе соединение элементов строго и непретесненного, то свадьбы «чисто по - Рассейски (по – воронежски, по – курски)» и «по-местному» игрались как бы в «соревновании». Зафиксированы свадебные обряды, родившиеся в глубокой древности, принесенные в Сибирь, но в условиях конца XIX века закрипившиеся основные сюжеты и сущностные ритуалы. Старожилы и новоселы стараются прежде всего подчеркивать четкой последовательности этапов, строгого распределения ролей. Так за образец сибирской можно взять «Описание крестьянской свадьбы в деревне лапиной на реке Оне в Енисейской губернии.

Первая часть - торг. К отцу и матери намеченной невесты девицы приезжают родные жениха, их принимают с почетом, говоря: «сват – не сват, а добрый человек». начинается сватовство, которое состоит в том, что родные невесты объявляют цену(Х-рублей+У-ведер вина), а родные жениха торгуются.

Придя к обоюдному согласию, стороны расходятся, и наступает вторая часть – смотренье. В дом невесты приезжает жених с «тысяцким, дружкой» и другими боярами. невеста дарит жениху шаль, а он передает ей деньги по договору. затем, под руки они идут в горницу, где ждут их появления бояре. Смотренье сопровождалось богатыми подарками гостей. Считалось почетным присутствие на данной церимонии как знатных и уважаемых , так и богатых людей. Как и прежде, в это время в Сибири не было четкой дифференциации между социальными группами людей,и, поэтому, не считалось зазорным присутствовать на свадебных обрядах у человека, который находится ниже на имущественной и социальной лестнице.

Третья часть - девичник. После окончания застолья, гости жениха и он сам уходят. Начинается девичий стол т. е. невеста угощает девушек. потом опять приходят жених и бояре и начинается пляска девушек с боярами, а жених и невеста в это время сидят в куртье. по окончанию вечера жених с гостями уезжает, а девушки остаются ночевать в доме невесты.

Далее наступает четвёртая часть – браньё. Так называется день отъезда под венец. Утром невесту одевают и садят за стол, приезжает жених, он начинает стучать в запертую дверь горницы, говоря « Господь помилуй» - отец невесты отвечает «аминь», дверь отворяется и все входят. После этого начинается довольно интересный момент – сраженье свах, которое состоит в том, что у каждой свахи, как у жениховой – так и у невестиной, в руках блюдце на котором опрокинута рюмка с вином; как только свахи встретятся, переопрокидывают рюмки и чокаются, но в момент чоканья каждая старается или своё вино перелить в рюмку другой или облить противницу. Которой это удается, та и считается победительницей.

Завершающий этап – выкуп косы. Здесь тоже есть свои особенности. Выкуп начинается с того, что место жениха занимает брат невесты. В этот момент, жених бросает шапку с такой силой, чтобы брат её не поймал. Никто не садится за стол, пока жених не кинет шапку с такой силой, что брат невесты её не поймает. Как только жених занял своё место, девицы выходят из-за стола и освобождают место для тысяцкого, свахи, жениха и других бояр.С этого момента начинается застолье».


Похороны

В последней четверти ХIX века в соревновании традиций окончательно оформляются компоненты похоронного обряда. Важной особенностью становится выраженная «мелочность» действий и ритуалов подготовки похорон. Особое внимание уделяют приметам, сопровождающим всех и вся. Объяснение причин смерти были разнообразными. «Когда покойников из одного семейства умирает рабом, то все время будут умирать члены семьи». «Когда кладбище увеличивают, то и покойников больше в тот год». «Если в новом кладбище похоронить первым человека из своей деревни, - мор на людей в этой деревне будет».

Если у покойника один или оба глаза открыты, это истолковывалось в том, смысле, что «он один идти не хочет. При этом говорят:

- Выглядывает, каво-то уташшыт, за собой поведет». В таких случаях умершему закрывают глаза, положив на них по медной монете.

Можно подытожить наличие многих ритуальных особенностей. Икону в Сибири было принято ставить не на грудь усопшему, а в голове. Покойника прикрывали полотном, парчою. На столике в изголовье обязательно ставили чашку с водой. «Чтобы душа смогла умыться», - говорили знающие люди. Свечку ставили в сосуд с зерном. Во гроб стелили кудель и подвенечные листья.

Особо чтимого покойника несли в руках до могилок. После выноса тела переворачивали скамью, а в передний угол, где лежал усопший, клали камень - «серовик», верили – «покойника в этом доме близжайшее время не будет». Камень лежал 6 дней. Сразу после выноса тела, мыли в доме полы. Нужно отметить, что в Европейской России, в отличие от Сибири, гроб не обшивался. Если позволяло состояние, гроб накрывался или оббивался парчой.

Однако, своеобразие похоронного обряда старожилов не мешало соседу-переселенцу хоронить своих близких «по – российски». При этом поведение пришедшего на похороны старожила строилось согласно обычаям данного дома, данных традиций.


Баня

«Из повести временных лет» (XII в.); «Удивительное видел я в славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные и разожгут их до красна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут чуть живые, и обольются водою студеною... И только так и живут. И творят это каждый день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовение себе, а не мучение».


Почитание природы

Из числа главных традиций – священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья у источников. Без нужды рвать растения и цветы. Нельзя бросать мусор и плевать. Оставлять за собой следы пребывания, например, перевёрнутый дерн, мусор, незатушенный костер. У источника нельзя стирать вещи. Нельзя ломать, выкапывать, задевать коновязь, разжигать рядом костер. Не следует осквернять святое место плохими словами, мыслями или действиями. Нельзя громко кричать и сильно напиваться.

Особое почтение необходимо проявлять к старшим по возрасту. Нельзя обижать стариков. Нанесение обиды старшим - это такой же грех, как лишить живое существо жизни.

От древних обычаев сохранилось уважительного отношение к огню своего очага. Огню приписывается магическое очистительное воздействие. Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости не устроили и не принесли какого-либо зла.


Заключение

Мы можем говорить о том, границы мира человека могут быть разными. И один из видов границ это осознание себя сибиряком, частью сибирской истории.

Мы провели опрос учащихся школы: 5-8 классов.

1. Знаете ли вы традиции и обряды ваших предков- сибиряков?

Да - 26%

Нет - 47%

Знаю кое - что - 27%

2. Хотите ли знать больше о быте и традициях сибиряков?

Да - 98%

Нет - 2%

3. Узнали ли вы для себя что –то новое?

Да - 100%

Нет - 0%

Я сделала вывод, что ребята интересуются данным вопросом и с интересом знакомятся с материалами о быте и традициях сибиряков.

Ребята внимательно слушали и задавали вопросы. Из чего я сделала вывод: работа по краеведению важна и нужна, хотя бы для того, чтобы слово «Сибиряк» в устах народа звучало гордо.

Подготовленные мной материалы можно использовать на уроках регионального компонента и во внеурочных мероприятиях по краеведению.


Библиографический список


Быконя Г.Ф. История Приенисейского края – Красноярск: изд. «Горница», 1997г. – 317с.

Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению под ред. док. Н.И. Дроздова. Часть I. – Красноярск: группа компаний «Платина», 2005 – 240 с., илл.

Кузнецова Ф. С. История Сибири. Часть I. Присоединение к России: учебное пособие для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. – Новосибирск: ИНФОЛИО - пресс, 1997 – 256с.: ил.

Никитин Н.И. Освоение Сибири в XVII веке: Кн. для учащихся сред. и ст. классов. – М .: Просвещение, 1990. – 144с.: ил., карт.


Похожие:

Традиции и обряды сибиряков исследовательская работа секция «Этнография» icon«Этнография» Исследовательская работа
Появление формы у казаков: повседневной и для ведения военных действий
Традиции и обряды сибиряков исследовательская работа секция «Этнография» icon«Традиции и обычаи сибиряков белорусского и польского происхождения»

Традиции и обряды сибиряков исследовательская работа секция «Этнография» iconИсследовательская работа Секция «Русский язык»
Лексико-семантические группы заимствованной лексики на страницах газеты «Столица С»
Традиции и обряды сибиряков исследовательская работа секция «Этнография» icon«Праздники, обряды, ритуалы в жизни русского человека»
Цель урока: помочь учащимся осмыслить праздники, традиции, различные обряды как средство выражения русского национального характера,...
Традиции и обряды сибиряков исследовательская работа секция «Этнография» iconК лассный час «Православные обряды и праздники»
Хэллуин, день святого Валентина, день Матери, День Города за всем этим многообразием теряется исконно русская культура, наши, православные...
Традиции и обряды сибиряков исследовательская работа секция «Этнография» iconИсследовательская работа по теме: Секция «Физкультура и спорт»
В моу «Сорочинская сош» работают различные секции: «Волейбол», «Баскетбол», «Гири», «Орлята России», но я выбрал секцию тайского...
Традиции и обряды сибиряков исследовательская работа секция «Этнография» iconУчебно-исследовательская работа использование заимствованной лексики в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» гуманитарное отделение рнпк секция словесности
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Павлово нижегородской области
Традиции и обряды сибиряков исследовательская работа секция «Этнография» iconСекция начальных классов. Исследовательская работа. Трудная дорога в космос
России объявлен Годом российской космонавтики, поэтому актуально будет рассказать о работе учёных, космических исследованиях, первых...
Традиции и обряды сибиряков исследовательская работа секция «Этнография» iconНаписанная достопочтенным Вагбхатой
Не осталось древнерусских медицинских книг и лечебников, в лету канули рецепты трав и многие заговоры, исчезли обряды и традиции
Традиции и обряды сибиряков исследовательская работа секция «Этнография» iconНаучно-исследовательская работа студентов (нирс) Введение Научно-исследовательская работа во Владикавказском филиале фгобу впо «Государственный университет Минфина России»
Организация и участие сотрудников филиала в конференциях, семинарах различного уровня
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©knu.znate.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница