Урока образовательные




Скачать 138,33 Kb.
НазваниеУрока образовательные
Дата конвертации21.10.2016
Размер138,33 Kb.
ТипУрок
Тема: «Владимир Высоцкий - трагический камертон эпохи» 11 класс.

Тип урока: внеклассное чтение

Цели урока

образовательные: познакомить обучащихся с основными фактами биографии и творчества В. Высоцкого, с некоторыми теоретическими понятиями музыкального искусства;

развивающие: развивать навыки выразительного и осмысленного чтения стихов наизусть, составления тезисной характеристики, монологической и диалогической речи;

воспитательные: воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине, справедливости, объективного восприятия окружающей действительности, чувства прекрасного.

Методы: поисково-исследовательский, иллюстративно - объяснительный.

Оборудование: портреты В. Вьсоцкого, гитара, набор открыток и книг, пластинки, аудио- и видео записи, плакаты; «Иллюстрации к произведениям В. Высоцкого», «Владимир Семёнович Высоцкий».

НА ДОСКЕ ЗАПИСИ:

эпиграф

Влезли ко мне в душу,

Рвут её на части -

Только б не порвали

Серебряные струны!

В. Высоцкий

Словарная работа

Камертон - металлический инструмент, издающий при ударе звук, который является эталоном высоты при настраивании музыкальных инструментов, в хоровом пении.

Бард - поэт и музыкант, исполнитель собственных песен.

Трагический - ужасный, потрясающий, полный страдания, переживания.

Эпоха - длительный период времени, выделяемый по каким-нибудь характерным явлениям, событиям.

Задание: составить краткую тезисную характеристику поэта, певца,

актёра, человека Владимира Семёновича Высоцкого.

Ход урока.

I.Оргмомент.

Здравствуйте.

II. Изучение нового материала.

1.Вступительное слово учителя.

Уважаемые коллеги! Дорогие ученики! Сегодня наш урок посвящён памяти талантливейшего актёра, поэта, барда, человека. 25 января 2006 -го года ему, Владимиру Семеновичу Высоцкому, исполнилось бы 68 лет. Смерть сразила его в 42, словно птицу в полёте. Сколько стихов, песен он смог бы ещё написать. Он не допел свои песни. Его ненаписанным и несыгранным ролям нет эквивалента. Эта потеря невосполнима, талант не повторяется. Мы можем только продолжать любить его.

2. Сообщение темы урока.

Обратите внимание на формулировку темы нашего урока («Владимир Высоцкий - трагический камертон эпохи»). В словаре Ожегова даётся такое объяснение слова камертон (учитель зачитывает с доски). Как вы понимаете смысл фразы, взятой в качестве эпиграфа? (Поэзия Высоцкого - это отражение эпохи).

3.Работа с эпиграфом.

Эпиграф к уроку - это строки из стихотворения В. Высоцкого «Серебряные струны» (учитель зачитывает эпиграф с доски). О каких струнах здесь идёт речь? (О потаённых струнах человеческой души, которые составляют самую интимную её часть, определяющую гражданскую, моральную, нравственную и эстетическую позицию личности).

4. Сообщение целей урока.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Он пройдёт в форме вечера памяти Владимира Высоцкого. На этом вечере будут ведущие и гости, прозвучат стихи и песни в исполнении молодых артистов и самого барда. Мы познакомимся с фактами из биографии В. Высоцкого, постараемся дать свою собственную оценку его жизни и творчества. На доске записано задание, которое мы проверим в конце урока. В ходе чтения стихов и прослушивания музыкальных композиций, вы должны будете составить краткую тезисную характеристику В. Высоцкого. А сейчас я предоставляю слово ведущим.

5. Разговор о В. Высоцком.

1-ый ведущий. Сегодня у нас в гостях литературные критики, представители различных издательств, газет и журналов, на страницы которых в середине 80-х годов произошёл выплеск информации о В. Высоцком. Наши гости имели возможность общаться с людьми, лично знавшими Владимира Семёновича: с его друзьями, коллегами, близкими людьми. Прежде чем начать разговор, я хотел бы предложить вашему вниманию видеосюжет, где В. Высоцкий говорит о себе

Видеосюжет - монолог В. Высоцкого о себе

1-ый ведущий. Жил талантливый человек, всем известный ...Песни ворвались в наш слух, в наши души, а говорить и писать о нём было нельзя. Его не печатали, не издавали. Кого-то из чиновников высокого ранга пугала острая социальная направленность его стихов, кого-то раздражала его популярность.

Ушёл он 26 лет назад. Ему было 42 года. В этот жаркий день, макушку лета, в пик своего природного дара. Ушёл и словно не уходил.

Пластинки и кассеты кружат с его безжалостным голосом, с улыбкой его едкой и мудрой, с лирикой братской, фронтовой, хоть ни дня не мог быть поэт на фронте.

Смерть его была столь внезапной, столь неправдоподобной, что потрясла общество. Стало уже невозможно отмалчиваться о нём, о его творчестве. Смерть легализовала его.

Что же было? Был талантливый поэт, бард, была гитара, было печальное время... Очень хорошо об этом времени и о месте в нём В. Высоцкого сказал Булат Окуджава в своей песне.

(Видеозапись песни Б. Окуджавы «О Володе Высоцком я песню придумать решил...)

2-ой ведущий. Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января

1938 года в Москве. Его отец - Семен Владимирович - военный, участвовал в обороне Москвы, освобождении Донбаса, Львова, взятии Берлина, освобождении Праги. Работал директором Московского почтового телеграфного училища. Три года жил Володя во второй семье отца в Германии.

Вернувшись в Москву, Высоцкие стали жить в Большом Каретном переулке. В песне «Большой Каретный» упоминается черный пистолет. С ним связана одна интересная история.

Ученик. Разрешите представиться - Борис Акимов, журнал «Студенческий меридиан». В 1988 году наш журнал печатал целую серию статей о В. Высоцком, среди них были и воспоминания отца поэта. О случае с пистолетом он рассказывал так.

«Это был обыкновенный трофейный пистолет «Вальтер» с залитым свинцом стволом. Володя, конечно же, обнаружил его и играл им до тех пор, пока Евгения Степановна (моя вторая жена) не разобрала пистолет на части, не выбросила. Он во всем был бойцом и гордился этим пистолетом. Сын любил с немецкими ребятами играть в «казаков - разбойников», лазать по деревьям, купаться в реке, кататься на велосипеде. На дне реки часто находили снаряды и мины, в лесу мальчишки находили патроны. Они бросали их в огонь, восторгаясь взрывами. Однажды Володя пришел домой с обгоревшими волосами и без бровей. Ребята нашли в лесу гранату и взорвали её. Три мальчика получили тяжёлые ранения, двое из них ослепли, и только Володя чудом остался невредим».

Ученик наизусть читает стихотворение «На Большом Каретном...»

2-ой ведущий. Подростком Володя увлекается литературой, обменивается с друзьями книгами. Вместе со своим другом Игорем Кохановским (ныне известным поэтом) пишет стихи в школьную стенгазету, посещает драматический кружок. В нем открывается актерское дарование.

Ученик Я представитель газеты «Аргументы и факты». В то время, когда Высоцкого признали, и нам было разрешено печатать информацию о нем, мне удалось побеседовать с Игорем Кохановским.

Вот что он рассказывало о своём друге детства Владимире Высоцком. «Около 20 лет наши жизни шли тесно бок о бок. У меня осталась толстая тетрадь, исписанная его стихами. Темы мы брали из школьной жизни, и стихи получались довольно весёлые. У Володи была удивительная память: он мог с одного раза запомнить почти дословно большое стихотворение, в образах и очень подробно мог пересказать содержание удивительного фильма или спектакля. До глубокой ночи Володя пропадал в кружке, руководитель которого часто говорил ему о том, что он должен посвятить свою жизнь сцене, театру. У нас было много друзей, и как-то само собой стал душой этих дружеских компаний остроумный балагур и рассказчик Володя Высоцкий».

1-ый ведущий. О себе он говорил: «Я лгун, болтун и хохотун». Шутя над другими, Владимир не щадил себя. Таким он остался до конца жизни.

2-ой ведущий. Вся Москва, вся страна слушала запретные для печати тексты прославленного барда, который официально считался только актером молодежного экспериментального театра, куда кроме него входили Валентин Никулин, Георгий Елифанцев, Роман Вильдан.

В. Высоцкий познакомился в это время с начинающим писателем Василием Шукшиным, который, приехав в столицу, некоторое время даже жил в доме Высоцких.

Ученик читает наизусть стихотворение «Ещё ни холодов, ни льдин...» памяти Шукшина.

Ученик Газета «Вечерняя Москва».

В июне 1960 года В. Высоцкий с отличием завершает свое театральное образование. Дипломной работой студентов стал спектакль по пьесе А.п. Чехова «Свадьба». В нашей газете «Вечерняя Москва» 25 июля 1960 года появилась статья-отзыв и фотография эпизода. Так впервые появилось имя Владимира Высоцкого в печати. Он работал в театре АС. Пушкина, но роли, предлагаемые ему, не удовлетворяли, и он искал в течение 4-х лет свой новый театр. И он нашел его. Им стал новаторский коллектив с магнетическим названием «таганка», руководимый Юрием Любимовым. Каждый вечер собирались здесь люди, жаждущие испытать магическое действие искусства, которое воевало против застоя в жизни и культуре, провозглашало высокие идеи нравственного максимализма. Достать билеты на спектакли «Таганки» стало невозможно. Его охотно посещали и иностранцы, не понимавшие языка, театр стал приносить стране валюту.

2-ой ведущий. О Владимире Высоцком вспоминает Алла Демидова - актриса театра на Таганке, проработавшая там с Высоцким с 1964 года до самой смерти Владимира Семёновича. Свои впечатления от знакомства с этим человеком она отразила в книге «Владимир Высоцкий».

Ученица. Я представитель издательства «Союза театральных деятелей России». В 1989 году мы выпустили книгу Аллы Демидовой о В. Высоцком. О своём друге и коллеге она говорит так.

«За 25 лет работы в театре не было ни одного пустого кресла. Ю.П. Любимов дал молодому Высоцкому всё: рост мастерства в создании сценического образа, сформировал творческую личность. Владимир Семёнович Высоцкий стал ведущим актёром театра. Искусство, театр для него праздник, священнодействие. Он играл по 20-25 спектаклей в месяц, не чувствуя усталости, раскованно, без напряжения. Но даже в тех спектаклях, где он участвовал, звучала его гитара и хриплый, мужественный баритон.

Ученица. Журнал «Огонёк».

Наш журнал тоже не остался в стороне. Мы интересовались судьбой Высоцкого , восторгались его песнями и жалели о том, что не можем рассказать об этом читателям. Песни Высоцкого активно включались в процессы жизни общества. Он пел:

Мы многое из книжек узнаём,

А истины передаём искусно:

Пороков нет в отечестве своём;

Да и в других отечествах не густо...

Он пел и ему подпевала вся страна. И лишь оскорблённые чиновники делали вид, что туги на ухо. Когда поэт понял, что бюрократы толстокожи и неуязвимы, он бросился в лобовую атаку на командно-бюрократический клан.

Ученик читает стихотворение наизусть «Мой черный человек в костюме сером...»

2-ой ведущий. И вот на смену задумчивой песне Булата Окуджавы голос солдата. Даже не голос - крик. Несмолкаемый крик - предвестник беды.

Песня о войне (исполняет В. Высоцкий) – видеосюжет или аудиозапись

Ученица. Газета «Неделя».

Мне выпала возможность побеседовать со Станиславом Говорухиным. Интервью с ним было на первой полосе одного из наших номеров. О В. Высоцком он говорил так. «Сначала я услышал запись. Кто он? Откуда? Судя по песням, много видел, прожил трудную жизнь. Могучий голос! Могучий темперамент! Представляется большой, сильный, поживший... И вот... первое знакомство...

Мимолётное разочарование. Стройный, спортивный, улыбчивый, ласковый юноша. Неужели это тот? Тот самый?»

Живой Высоцкий оказался намного интереснее воображаемого. Выразительные глаза, живая мимика талантливого актёра. Высоцкий никогда не исполнял песни в полсилы. Всегда, везде - на концерте ли, дома ли перед друзьями, в палатке на леднике (было и такое), переполненному залу или одному единственному слушателю - он пел и играл, выкладываясь полностью, до конца, до пота. Какое счастье было дружить с ним! Уметь дружить - тоже талант. Высоцкий умел дружить!

1-ый ведущий. Марина Влади вошла него жизнь в 1967 году. Красивая русская женщина, актриса Марина Владимировна Полякова.

Это была красивая, длившаяся много лет духовная связь двух бесконечно талантливых людей. Когда Марины нет в Москве, телефонный разговор с Парижем, длившийся несколько часов. Вспоминает Марина Влади.

Ученица (в роли Марины Влади). 10 лет у нас был ангел-хранитель Люся. Нежный голосок, обладательницу которого я увидела лишь много лет спустя. Всё началось с нашей первой ссоры. Я застегнула чемоданы и уехала из Москвы после долгого и тяжёлого периода твоего этилового безумия. Я к тому времени стала твоей законной женой, и свидетельство о браке, по твоему мнению, обязывало меня безропотно терпеть все твои выходки.

Я ушла на работу, уже несколько недель в Риме. Однажды утром меня зовут к телефону прямо в парикмахерской. Звонят из-за границы. Я успеваю сказать; «Алло» - и слышу твой голос.

Инсценирование

Ученик -Наконец, наконец я нашёл тебя. Мы нашли тебя, спасибо, мои дорогие телефонисточки, благодаря вам я нашёл свою жену! Теперь всё хорошо, я объясню тебе, я всё объясню тебе. Необходимо, чтобы ты вернулась! Ты одна можешь мне помочь. Правда, дорогие мои, я правильно говорю! Скажите, что она нужна мне, скажите ей это! Ну, расскажите ей, что вы сделали, чтобы мне помочь!

Ученица. - И ты, не дожидаясь телефонистки, сам начинаешь рассказывать.

Ученик - Мы обзвонили все гостиницы Рима. Наконец нашли ту, в которой остановилась, но в номере тебя не было. Сказали - в парикмахерской. Оставалось узнать в какой? За этим дело не стало. Мы обзвонили несколько парикмахерских - и вот нашли тебя!

Ученица - По твоему возбужденному голосу я чувствую, что ты не совсем в порядке. И прямо говорю тебе о своих подозрениях. Но вмешивается всё тот же голосок: «Не беспокойтесь, он уже несколько дней разыскивает вас, он больше не пьёт, просто он очень счастлив!»

Мы многим обязаны ей. Этой женщине удавалось соединить нас не только проводом, но часто прямым вмешательством в разговор. Она была той нитью, которая связывала нас и в горе и в радости. Её лицо, опухшее от слёз, я увидела только потом, когда её участие уже не могло помочь нам отыскать друг друга. Песня «07» - это песня о Люсе.

Песня «07» в исполнении В. Высоцкого (аудиозапись).

2-ой ведущий Марина пыталась замедлить бешеный темп его жизни. Отчасти ей это удалось. Во всяком случае она продлила ему жизнь.

1-ый ведущий Он ушел от нас 25 июля 1980 года.

Ученик читает наизусть стихотворение «Охота на волков».

1 - ведущий. 27 июля должен был играться спектакль «Гамлет».

Высоцкий в главной роли. Спектакль отменили. Можно было сдать билеты и получить деньги. Никто этого не сделал.

2-ой ведущий В течение многих лет нескончаемый поток людей тянется к его могиле. Каждый день к ней ложатся горы цветов.

1-ый ведущий Астрономы Крымской обсерватории назвали новый астероид, открытый между орбитами Марса и Юпитера, Владимир Высоцкий. В Международный каталог небесных тел он внесён под номером 2374.

2-ой ведущий Часто, глядя в небо, улыбаешься при мысли, что там, в бесконечном мире, есть маленькая светящаяся точка, не знающее покоя небесное тело, навсегда связанное с именем В. Высоцкого.

III Подведение итогов урока.

Учитель. Наш урок подходит к концу. Пришло время подведения итогов. Проверим, как вы выполнили задание, полученное в начале урока (составление тезисной характеристики В. Высоцкого).

Предполагаемые ответы: бард с безжалостным голосом; талантливый актёр; известный человек; большой поэт; «лгун, болтун, хохотун»; трагический камертон эпохи; остроумный балагур и интересный рассказчик; душа дружеских компаний.

Учитель.Многие из нас хотели бы лично отдать дань уважения и благодарности В. Высоцкому. Мне повезло. Несколько лет назад я побывала в Москве на Ваганьковском кладбище на могиле этого удивительного человека. У подножия памятника, который представляет собой фигуру поэта по грудь обвитую полотном, края которого переходят в силуэты гитары и лошадиных голов, символизируя, таким образом, отсутствие свободы, гитара же - единственный способ кричать об этом, лошади - герои-символы из популярной песни барда; так вот, у подножия этой композиции постоянно - букеты живых цветов.

Подумайте и скажите:

-Какие цветы положили бы вы на могилу В. Высоцкого, если бы вам представилась такая возможность?( Красные гвоздики)

-Почему именно эти? (Мужские цветы)

-Что они символизируют? (Непокорность, непоколебимость, мужество, борьбу, силу, крик души и т.д.)

Выставление оценок за урок.

Песня «Кони привередливые» (аудиозапись).

Охота на волков

Рвусь из сил – и из всех сухожилий,

Но сегодня – опять как вчера:

Обложили меня, обложили –

Гонят весело на номера!




Из-за елей хлопочут двустволки –

Там охотники прячутся в тень, -

На снегу кувыркаются волки,

Превратившись в живую мишень.

Идет охота на волков, идет охота –

На серых хищников, матерых и щенков!

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу – и пятна красные флажков.




Не на равных играют с волками

Егеря – но не дрогнет рука, -

Оградив нам свободу флажками,

Бьют уверенно наверняка.




Волк не может нарушить традиций.

Видно, в детстве - слепые щенки –

Мы, волчата, сосали волчицу

И всосали: нельзя на флажки!




И вот - охота на волков, идет охота -

На серых хищников, матерых и щенков!

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу – и пятна красные флажков.




Наши ноги и челюсти быстры, -

Почему же, вожак, - дай ответ -

Мы затравленно мчимся на выстрел

И не пробуем - через запрет?!













Волк не может, не должен иначе.

Вон качается время мое:

Тот, которому я предназначен,

Улыбнулся – и поднял ружье.




Идет охота на волков, идет охота –

На серых хищников, матерых и щенков!

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу – и пятна красные флажков.




Я из повиновения вышел –

За флажки – жажда жизни сильней!

Только сзади я радостно слышал

Удивленные крики людей.




Рвусь из сил – и из всех сухожилий,

Но сегодня не так, как вчера:

Обложили меня, обложили –

Но остались не с чем егеря!




Идет охота на волков, идет охота –

На серых хищников, матерых и щенков!

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу – и пятна красные флажков.







































































































































Похожие:

Урока образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные: сформировать представления учащихся о строении и свойствах глюкозы
Урока образовательные iconПлан урока Оборудование Ход урока Об авторе Цели урока Образовательные: повторить и систематизировать знания по теме «Действия с числами разных знаков»
Образовательные: повторить и систематизировать знания по теме «Действия с числами разных знаков»; повторить правила; закрепить навыки...
Урока образовательные iconУрока: Образовательные
Цель урока: сформировать знания о сложности отраслевого состава химической промышленности, о ее значении в народном хозяйстве и географии...
Урока образовательные iconУрока: Образовательные
Учебная программа- л. К. Ермолаева «История и культура Санкт- петербурга» 8 кл; тема программы: «Столица империи в период перемен»,...
Урока образовательные iconУрока: Образовательные
Сформировать у учащихся представление о религии древних египтян, их богах и культах
Урока образовательные iconСценарий урока Глушкова Н. Е
Образовательные: Закрепить умение детей выполнять арифметические действия с именованными числами
Урока образовательные iconПлан-конспект урока
Образовательные: научить читать былину, познакомить с её особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты)
Урока образовательные iconЗадачи урока: Образовательные
В чем особенности пищеварения в ротовой полости? Какие функции выполняют зубы и язык?
Урока образовательные iconВоплощение нравственного идеала в повести «Олеся» А. И. Куприна
Цели урока. Образовательные: научить анализировать художественный текст в единстве
Урока образовательные iconУрока образовательные
«контекстные синонимы»; продолжить работу, связанную с употреблением синонимов в речи, а также со стилевой неоднородностью данных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©knu.znate.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница