"Голосеменные"




Скачать 76.35 Kb.
Название"Голосеменные"
Дата конвертации06.05.2013
Размер76.35 Kb.
ТипУрок

Тема урока "Голосеменные"




Цель: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений и их многообразием.

Задачи:

  • Выяснить какие растения относятся к голосеменным.

  • Показать отличие семенного размножения от размножения спорами.

  • Рассмотреть многообразие голосеменных, их значение.

развивающие

  • Формировать умение выделять главное, делать выводы, работы с учебником и дополнительным материалом. Вырабатывать навыки поисковой работы, наблюдательности, аккуратности при выполнении лабораторной работы.

  • Забота об охране природы. Эстетическое оформление урока и тетрадей.

воспитательные:

  • Прививать навыки коммуникативного общения.

  • Создать условия для формирования навыка самостоятельной мыслительной деятельности и коммуникативной культуры

Оборудование: гербарный материал, шишки ели, сосны, компьютер, мультимедиа, экран, раздаточный материал: кроссворд, лабиринт

Тип урока: комбинированный урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме.

Формы урока: индивидуальная, групповая, в парах.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования.

Планируемый результат:

Учащиеся должны знать:

  • Особенности строения голосеменных

  • Строение хвои и шишек голосеменных растений

  • Значение и многообразие голосеменных в природе и жизни человека

Учащиеся должны уметь:

  • Различать виды хвойных растений

  • Называть характерные признаки голосеменных растений.

Ход урока

Организационный момент.

I. Проверка знаний по пройденным темам

Мы сегодня переходим к изучению новых растений, название, которых вы узнаете, разгадав этот кроссворд. Сетка кроссворда раздается на каждую парту. Дети работают в парах.






II. Основная часть

ІІ. Актуализация знаний и мотивация учащихся.

«Под небом низким и седым - тайга, от края и до края, здесь нет тепличной красоты, отсюда далеко до рая…».

Задание 1. (ответы детей).

  • Ребята, скажите, пожалуйста, какие древесные растения образуют данную природную зону?

  • А что мы знаем о голосеменных растениях?



Ключевое слово – Голосеменные

Это и есть тема нашего урока (запись темы)

Посмотрите на название. О чем оно вам говорит? (слайд)

Сегодня вы узнаете:

1. Какие растения относятся к этой группе, их значение?

2. Почему они называются голосеменными?

3. Дает ли преимущество этим растениям размножение семенами.

4. Познакомимся с многообразием голосеменных.

5. Проведем лабораторную работу по определению отдельных видов

Просмотр слайдов. Даётся задание: записать растения, которые относятся к этой группе. Название на слайдах.

Стихотворение зачитывается учителем или учеником.

… Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.Тютчев)


Пока идет просмотр, учитель проговаривает значение растений. Из древесины хвойных деревьев изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, карандаши, используется как дрова. Живица используется для канифоли, скипидара. Отдушка хвойных используется для изготовления кремов, шампуня, мыла. Лиственница дает человеку древесину, не гниющую в воде и не уступающую по крепости металлу. Сваи Троянского моста на Дунае, построенные из лиственницы, сохранялись почти два тысячелетия. Вырабатываются вещества фитонциды, которые убивают микробов.

Общая характеристика голосеменных .Модуль(№2)

Высшие наземные растения. Вечнозеленые, реже листопадные деревья, кустарники или лианы. Вы все хорошо знаете эти растения и многие из них неоднократно встречали в нашей местности. Это ель, сосна, лиственница, пихта, кедр, можжевельник, кипарис, туя и многие другие. Имеют органы: корень, стебель и листья. Образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются. Свое название получили потому, что их семена лежат открыто (голо) на поверхности чешуи шишек.

Это очень древние растения. Своего господства они достигли 150 млн. лет назад, придя на смену господству папоротникообразных.

В: Как вы думаете, в чем преимущество голосеменных по сравнению с папоротниками?

(наличие семян)

В: А что же такого имеет семя, чего нет у споры?

- спора – 1 клетка, семя – многоклеточное образование.

- запас питательных веществ

- зародыш надежно защищен.

2. Что собой представляет хвоя? ( Ответ найти в учебнике (стр. 75)

(Листья у этих растений узкие, игольчатые, так называемая хвоя. Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому голосеменные мало испаряют воды.)

По форме, размерам, окраске хвои и шишек голосеменные растения различаются между собой.

Среди них есть рекордсмены. Долгожители: секвойя дендрон – мамонтово дерево (6000 лет), в Калифорнии – остистые сосны живут 4600 лет. Самым крупным из них носят собственные имена. В стволе “Дерева-дома” (высота 90 м., толщина 11м.) оборудована дача, через “Дерево-тонель” проложена автомобильная дорога. Подсчитано, для того чтобы перевезти “Генерала Шермана” потребовалось бы 25 вагонов.

3.Эти растения относятся к высшим или низшим? Обоснование.

4.Чем они размножаются?

( Пылинка сосны имеет два воздушных мешочка, благодаря которым она переносится ветром на сотни метров. Когда пылинка попадает на чешуи женских шишек с семязачатками, чешуи смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение произойдет через год. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш, семязачаток превращается в семя. В семени находится зародыш и питательные вещества. Через полгода после оплодотворения женская шишка сосны становится бурого цвета, ее чешуйки раскрываются и семена высыпаются. У каждого семени есть пленчатое крылышко, которое удобно для передвижения с помощью ветра. )

5.Чем семенное размножение выгоднее? Отвечают сами или находят ответ в учебнике.

6.Как лежат семена. Показ шишек (подводим к ответу, что семена лежат, открыто на поверхности чешуи). Учитель добавляет, что шишки есть мужские и женские. Цветка нет.

Физкультминутка Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна»

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней

(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом тоже, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса вперед-назад)

Ветки гнутся взад- вперед.

Ветер их качает, гнет.

(Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять.

(Приседания)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим

(Дети садятся за парты).

Первичное закрепление знаний.

Что вы узнали о голосеменных? Делается вывод при помощи учителя. Имеется на слайде в презентации.

Вывод: только деревья, кустарники и лианы. Семена имеют запас веществ, зародыш защищен. Семена лежат, открыто на поверхности чешуек. Имеются мужские и женские шишки. Хвоя имеет плотную кожицу и покрыта воском, поэтому испаряет мало воды и приспособлена к неблагоприятным условиям.

Лабораторная работа «Изучение внешнего вида хвойных растений».

Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте мы с вами сейчас рассмотрим ветки хвойных растений, встречающихся в нашей местности, и выполним лабораторную работу.

(учебник стр. 155.).

- работа в парах с натуральным раздаточным материалом.

Сообщение учащихся о сосне и ели. Остальные учащиеся заполняют таблицу. Первую строчку помогает учитель. Вторую заполняют самостоятельно, прослушав доклад. Слайд

Название растений

Условия обитания

Шишки

Особенности

Возраст

сосна

Светолюбивое

В сухих лесах

(бор)

Мужские – зеленовато-желтые, собраны в группах у оснований молодых побегов

Женские – красноватые, одиночные, одревеснеют

Высокие, стройные, без нижних веток

На открытой местности раскидистые

350, 400 лет


ель













лиственница













можжевельник















Домашнее задание: заполнение таблицы до конца.

Физкультминутка Ребята, а теперь предлагаю сделать упражнение для глаз.

1.Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2.Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.

3.Закрыть глаза, расслабить веки, 10-15с.

4..Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представьте лес (Шум леса). Отдых 10-15с.

Открыть глаза.

III. Закрепление.

Вопросы к классу.

  1. В чем основное отличие семенных растений от споровых?

  2. Почему хвойные называют иначе голосеменными?

  3. Какие условия необходимы для жизни сосны и ели?

  4. Какие растения относятся к голосеменным?

  5. Как человек использует хвойные растения? Что получает из них?



Лабиринт. Показывается на слайде. Раздается на каждый стол. Используется учебник. Работа в парах.

Ключ ответов: 1, 6, 7, 8, 13, 14, 9, 10, 15, 19, 24, 20, 25.

Ученики самостоятельно проверяют и выставляют себе оценку (если лабиринт пройден полностью – “5”, 7-12 правильных ходов – “4”, меньше – “3”)

Заключительное слово:

Как бы широко не применялись эти растения человеком. Необходимо думать об их охране. Хвойные повсеместно вырубаются. Беднеет тайга. Вместе с этим кислорода и воды становится всё меньше. Хвойные малоустойчивы к загрязнению воздуха. Поэтому наша промышленность их губит.

Стихотворение имеется на слайде. Читается наизусть учеником

Говорим при всем народе:

Чтоб продлить природы век,

Должен помогать природе

Друг природы – человек.

Чтобы мирно мчались годы,

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!

IV. Подведение итогов.

VI. Рефлексия

  1. Заполнить анкету (нужное подчернуть):



  • 1.На уроке я работал активно / пассивно

  • 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

  • 3.Урок для меня показался коротким / длинным полезным / бесполезным

  • 4.За урок я не устал / устал

  • 5.Материал урока мне был понятен / не понятен интересен / скучен

  • 6.Домашнее задание мне кажется интересным / не интересным легким / трудным

  • 7.Мое настроение стало лучше / стало хуже

  1. Рефлексия настроения:

Дорисовать рот


Спасибо за урок!

Похожие:

\"Голосеменные\" iconОтдел Голосеменные
В мезозойскую эру — эпоху горообразования, поднятия материков и иссушения климата — голосеменные достигли расцвета, но уже с середины...
\"Голосеменные\" iconГолосеменные
Остатки их ископаемых находят в слоях девонского периода палеозойской эры. В настоящее время голосеменные это преимущественно деревья...
\"Голосеменные\" iconВидеоиллюстрации. Биология. Систематика растений. Часть Отдел голосеменные

\"Голосеменные\" iconГолосеменные и покрытосеменные растения. Вариант Выберите верный ответ

\"Голосеменные\" iconУрок в 6 классе по теме «Голосеменные»
Цели: Способствовать формированию представления о многообразие и особенностях
\"Голосеменные\" iconВыбрать один правильный ответ
Современные голосеменные растения это: а только хвойные сосны, ели, лиственницы и др
\"Голосеменные\" iconВопросы к итоговому занятию по теме "семенные растения"
Характеристика отдела Голосеменные. Их происхождение. Прогрессивные признаки, появившиеся в процессе эволюции
\"Голосеменные\" iconВопросы к итоговому тесту за 7 класс
...
\"Голосеменные\" iconКакое количество видов объединяет отдел Голосеменные?
У сосны на укороченных побегах располагается по … хвоинки, которые держатся на ветвях … года
\"Голосеменные\" iconТест «Строение и жизнедеятельность голосеменных растений» Вариант 1 Уровень А
Голосеменные считаются наиболее высокоорганизованными растениями по сравнению с папоротникообразными, потому что
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©knu.znate.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница