«Традиции и обычаи сибиряков белорусского и польского происхождения»




Скачать 314.73 Kb.
Название«Традиции и обычаи сибиряков белорусского и польского происхождения»
страница1/3
Дата конвертации24.05.2013
Размер314.73 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


МОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа


«Традиции и обычаи сибиряков

белорусского и польского происхождения»
(Исследовательский проект)


Авторы: Петракевич Т., Якубович Ю., ученицы 10В класса

Руководитель:

Куклина Н.Э., учитель обществознания.


Первомайское
2011


Оглавление

Оглавление_____________________________________________________________________2

Введение ______________________________________________________________________3

Гл.1 Анализ источников__________________________________________________________4

§1 Белорусы и поляки. Освоение Сибири___________________________________________ 4

§2 Чехов о поляках в Сибири _____________________________________________________8

§ 3 Белорусская кухня ___________________________________________________________9

§ 4 Национальная одежда и постройки белорусов____________________________________12

Гл. 2 Практическое исследование_________________________________________________13

§1 Опрос жителей д. Ломовицк и интервью с Наркевичем Л.А._______________________13

§2. Новые сведения о быте сибиряков белорусского и польского происхождения_________14

Заключение____________________________________________________________________15

Список источников_____________________________________________________________16

Приложение 1__________________________________________________________________17

Приложение 2__________________________________________________________________18

Приложение 3__________________________________________________________________19

Приложение 4__________________________________________________________________20

Приложение 5__________________________________________________________________21

Приложение 6 _________________________________________________________________22

Приложение 7__________________________________________________________________23


Введение

Александр УЖАНОВ, директор Института социальной памяти, сказал очень точные слова:

«Сколь далеко от Прародины, от земли своих пращуров ни уходил бы отдельно взятый человек, его всегда подсознательно влечет к первоистокам – к тем местам, где он появился на свет, где зарыта в земле его пуповина, где он принял веру своих предков, наконец, где находятся могильные холмы его дедов и прадедов. Раньше или позже, но человек мыслящий, стремящийся к духовному здоровью и душевному комфорту нащупывает свой собственный и неповторимый Путь Домой». [7]

Действительно, мы живем в деревне Ломовицк Первомайского района Томской области, которую населяют люди с белорусскими и польскими фамилиями, но многие из них, особенно молодежь, не знают истории своей семьи и традиции предков. Хотелось бы им это напомнить. А главное, узнать самим о традициях и обычаях сибиряков белорусского и польского происхождения, ведь мы сами носим польские фамилии: Петракевич и Якубович.

В проекте мы ставим перед собой цель – узнать о традициях сибиряков белорусского и польского происхождения и рассказать о них жителям нашей деревни, которые об этом не знают. В связи с целью у нас вытекаю следующие задачи:

  1. Изучить теоретические источники по выбранной нами теме;

  2. Провести опрос жителей деревни Ломовицк – 2;

  3. Обобщить результаты теоретического исследования и опроса жителей и описать забытые традиции;

  4. Создать сборник национальных рецептов и словарик диалектных слов, оставшихся в языке современных сибиряков белорусского и польского происхождения.

Объектом нашего исследования является история наших корней и семейные традиции.

Предмет исследования – традиции сибиряков польского и белорусского происхождения.

Гипотеза исследования: если мы узнаем историю и традиции своих семей, то мы сможем возродить забытые традиции сибиряков польского и белорусского происхождения.

В работе мы применяем следующие методы:

  1. Теоретический анализ;

  2. Социологический опрос.

Практическая значимость нашего исследования заключается в следующем:

  1. Будут обобщены и описаны традиции белорусов и поляков в виде электронной презентации, которую можно будет передать в музеи;

  2. Создаваемый нами сборник национальных рецептов и словарик диалектных слов, оставшихся в языке современных сибиряков польского происхождения, мы распространим жителям деревни при помощи Ломовицкого почтальона – Якубович О.М. и предоставим для пользования Ломовицкой библиотеке.



Глава 1. Анализ источников.


§1 Белорусы и поляки. Освоение Сибири.

Об истории заселения Сибири белорусами и поляками мы узнали из статьи доцента кафедры славянской филологии ТГПУ Н. М. Охолиной (статья написана на материале документов, хранящихся в государственном архиве Томской области (ГАТО) [6].

Освоение обширных сибирских просторов началось в конце XVI века со времен царствования Ивана Грозного. Постепенно продвигаясь на восток, русские служилые люди закрепляли свои успехи, основывая первые сибирские города. За тридцать лет было построено около 20 городов и острогов. Среди них: Тюмень (1586), Тобольск (1587), Березов (1593), Сургут (1594), Нарым (1595), Туруханск (1607), Томск (1604), Енисейск (1619), Красноярский острог (1628). Среди первопроходцев были и подданные российского царя - казаки и служилые люди и те, кто попали сюда не по собственному желанию.
В конце XVI - XVII вв. российское государство часто воевало с Речью Посполитой. Так, во второй половине XVI века велась долгая война за выход к Балтийскому морю (1558-1583). Первая половина XVII века тоже стала для России тревожным временем - на нее выпала Смута, польская интервенция, Смоленская война 1632-1634 гг. Двумя десятками лет спустя, Российское государство начало новую войну за возвращение белорусских и украинских земель, находившихся под властью Речи Посполитой. Военные действия продолжались с 1654 по 1667 год. Среди попавших в плен польских подданных было много выходцев с территории современной Белоруссии - «литвинов», как их называют старинные источники.
Поскольку в течение столетия Россия пережила несколько крупных военных конфликтов с Польшей, часть контингента войск Речи Посполитой оказалась в Сибири.
Эти военные действия охватывали либо часть, либо всю территорию Белой Руси, хотя в XVI - XVII вв. Москва так и не сумела вернуть себе белорусские земли. Вполне вероятно, что вместе с отступавшими русскими войсками уходили в единоверную Россию и «литвины» Московского государства. По мнению известного сибирского историка Н. Н. Оглоблина численность иноземцев составляла не менее полутора тысяч человек и доля «Литвы» среди них была весьма значительной.
Иноземцы, и «литвины» в том числе, относились к наиболее образованной прослойке населения, поскольку нередко принадлежали к сословию служилой шляхты, являясь частью польского дворянства. Естественно, что правительство стремилось использовать на административных постах грамотных людей, и нередко предпочитало именно «литвин» «посылать во всякие более или менее видные командировки».

В XVIII первой половине XIX века приток переселенцев с территории современной Белоруссии был незначительным.
Исход первой волны белорусской миграции связан с событиями раздела Речи Посполитой, в результате чего почти вся территория современной Белоруссии вошла в состав Российской Империи. Возможность изменить или повысить свой социальный статус, обогатиться привлекала людей в Сибирь. Сюда стремились люди авантюрного склада, смельчаки.

Начало второй волны соотнесено с разгромом восстания в Польше в 1830-1831 гг. В нем участвовали белорусские шляхтичи. Вместе с польскими мятежниками они тоже оказались в Сибири.
Третья, самая многочисленная, волна миграции приходится на 40-50 гг. XIX века, на время так называемых «киселевских» переселений, когда известный реформатор граф П. Д. Киселев разработал программу освоения восточных окраин Российской Империи. В это время в Сибирь пришло несколько организованных партий выходцев из Витебской губернии. Прибыли они сюда по собственной инициативе, откликнувшись на предложение правительства. Переселенцы именовали себя «панцирными боярами». Этот термин идет от средневековой традиции и указывает на сословное происхождение их дедов и прадедов. Как и их предки, принадлежали «панцирные бояре» к мелкой служилой шляхте.

Четвертая волна была также связана с восстанием в 1863-1864гг. Затем, белорусские миграции в сибирский регион прекратились почти на 30 лет, возобновившись только в конце XIX столетия, и интенсивно продолжались в течение десятилетия вплоть до 1912 г.

На этом этапе можно выделить два мощных миграционных потока, начало которых пришлось на 1898 и 1907 года. 1898 год стал годом основания многих белорусских поселений в Сибири. Только в Томской губернии в этом году появились белорусские переселенческие участки Юкаринский (ныне д. Покровка Шегарского района), Южарьинский, Кочубажский, Сайнаковский и другие. По благоприятным особенностям природно-климатических условий, территория Томской губернии стала одной из наиболее притягательных для выходцев из Белоруссии. В 1898 году здесь числилось 4592 человека. В этом же году в Сибирь в целом прибыло 30106 человек из Витебской, Виленской, Могилевской и Гродненской губерний. В 1907 году также около 30% всех сибирских переселенцев дали Могилевская, Витебская и Минская губернии.
Важно отметить, что и в период между двумя названными потоками переселенческого движения количество белорусских мигрантов постоянно увеличивалось. На пример, в период с 1900 по 1905 гг. из одной только Витебской губернии переселились 31259 человек.

Эти переселенцы и принесли в Сибирь культуру льна. Почти все крестьяне выращивали на своих угодьях лен. В начале 20 века уже создавались кооперативы по сбору и сбыту льна и изготовлению льняных тканей.
С 1913 года миграционное движение ослабевает, что было связано началом Первой мировой войны. В годы революции и Гражданской войны произошел отток части населения в обратном направлении, в Белоруссию. За один только 1918 год из Сибири уехали более 18 тысяч человек. Учитывая неспокойные и нестабильные времена, многие возвращались на историческую родину.
По данным первая переписи, проведенной в Советской России в 1926 году, в сибирских округах проживало около 400 тысяч белорусов. Возможно, в действительности, численность белорусского населения была значительно выше. Косвенным образом в пользу этого предположения может свидетельствовать статистика рождаемости среди белорусов. В Томском округе, например, в 1926 году на 25333 человек родилось 286 детей, или, в среднем на тысячу человек населения - 11,4. И это средний показатель по Сибири. Можно предположить, что большая часть новорожденных в белорусских семьях записывались в актах гражданского состояния не как белорусы, а как русские.
К середине 20-х годов в сибирском регионе, в местах компактного проживания белорусов, действовало более 700 национальных сельских советов, действовала сеть национальных белорусских школ с обучением на родном языке, на белорусском языке издавались газеты. В 20-е годы в Томском университете существовало даже белорусское землячество. Однако уровень подготовки преподавателей школ был довольно низким, а в некоторых школах обучение велось вообще на русском языке. В половине районов с белорусским населением национальных школ не существовало.
В 30-е годы, в связи с изменением направления государственной национальной политики, работа по возрождению и поддержке культуры белорусов Сибири была полностью свернута. Закрылись многие белорусские школы, детей перестали обучать родному языку.
В продолжение 30-40-х годов численность белорусского населения в Сибири значительно снизилась. Возможно, это связано с процессами ассимиляции белорусов. В Томской области белорусский язык назвали родным всего 3814 чел. из 9852, в Новосибирской - 3549 из 11684. В последующие годы, согласно переписям 1970, 1979, 1989 гг., численность белорусов постепенно возрастала. Но при этом не только не прекращаются, а даже приобретают более интенсивный характер процессы языковой и культурной ассимиляции. В 1989 году только около 30% белорусов назвали родным белорусский язык. Основную часть прироста давала миграция.
Белорусские миграции в Сибирь в 50-80-е годы прошедшего века были связаны с промышленным освоением Сибири и началом ее крупнейших строек. Меняется социальный статус переселенцев, прибывающих в Сибирь. В основном, это квалифицированные рабочие и представители интеллигенции. Переселение идет не в сельскую местность, как ранее, а преимущественно в города и места новостроек.
С распадом Советского Союза сибирские белорусы оказались за границей своей исторической родины. Некоторые в конце 80-х - начале 90-х гг. вернулись в Белоруссию, но большая часть осталась в Сибири.
С середины 90-х годов начинается процесс активного возрождения белорусской культуры. Идет образование общественных организаций, национально-культурных автономий белорусов практически во всех частях Сибири. Наиболее разветвленные сети белорусских культурных обществ созданы в Иркутской и Тюменской областях. Множество самодеятельных коллективов создано в сельской местности - деревнях и поселках Тюменской, Новосибирской и Иркутской областей. Именно там, где компактно проживает белорусское население, более всего сохранились белорусская культура и традиции.
Процесс национального культурного возрождения не обошел и территорию Томской области. В 2001 году возникло товарищество белорусской культуры «Белые Росы». Его члены основной задачей считают возрождение белорусской культуры и языка. Идет работа по организации национально-культурной автономии белорусов Томска. В ближайших планах - создание воскресной белорусской школы с преподаванием истории и языка белорусов, изучением их культуры.
На территории Томской области белорусского населения значительно больше, чем зафиксировано официальных документах. Так, на Всесоюзной переписи населения 1959 года в Томской области насчитывалось всего 9872 белоруса; по переписи 1970 года и того меньше - 7295 человек. Выявить белорусское население очень сложно. Белорусский и русский языки - близкородственные, восходят к одному языку – древнерусскому. Белорусы, находящиеся какое-то довольно длительное время в русском окружении, «обрусевают», считают себя русскими.
Белорусы, всю жизнь прожившие в Сибири, как правило, считают себя русскими. «Какой же я белорус, если я здесь родился? Это мой отец белорус, а я русский».
На трудность фиксации именно белорусского населения в Сибири указывал еще в 1930 году заведующий секцией Сибирского краевого статистического отдела А.И. Слуцкий. Он писал: «...детей, родившихся в Сибири, часто записывали не по своей национальности... Если же взять белорусов..., показатели их рождаемости по своей народности еще ниже, чем у украинцев, и еще более определенно говорят о неполноте регистрации по белоруской народности». Свои наблюдения он подтверждает цифрами: в Томском округе от 25333 белорусов родилось 286 детей; в Ачинском от 30079 белорусов - всего 47 детей.
Сейчас почти в каждом районе Томской области можно найти деревни с белорусским населением. Основаны они, как правило, в конце ХIХ - начале ХХ вв., когда наблюдалось массовое переселение белорусских крестьян в Сибирь. Больше всего белорусского населения в Шегарском районе. Деревни Михайловку, Николаевку, Покровку можно назвать чисто белорусскими, здесь почти нет представителей других национальностей. Беседы с местными жителями, архивные материалы позволили в какой-то мере восстановить историю возникновения этих трех населенных пунктов, а также проследить судьбу их наименований.
Причиной переселения из Белоруссии явилось страшное малоземелье. Экономическое положение крестьян было настолько тяжело, что они готовы были ехать не только в Сибирь, но и на край света. В одном из крестьянских прошений, которых очень много в документах по переселенцам, читаем: «... я жил безземельно, так что даже негде и избы поставить, а поэтому, Ваше превосходительство, сделайте милость и не оставьте моей просьбы... Желаю жить в Томской губернии».

Первый мощный наплыв переселенцев из Белоруссии в Томскую губернию был в 1898 году. Тогда прибыло 4597 белорусов. 1898 год стал годом «рождения» нескольких населенных пунктов в Томской губернии. Например, в этом году в Николаевской волости было образовано 13 переселенческих участков, часть которых заселили переселенцы из Белоруссии: Юкаринский, Кочубажский, Южаринский. В 1898 году в Богородской волости на переселенческом участке Кондрашинском появилась новая деревня Татьяново (ныне деревня Татьяновка Шегарского района). Не приостанавливалось переселение белорусских крестьян и в последующие несколько лет. В архиве сохранилась «Ведомость об успехах водворения переселенцев на переселенческие участки» за 1900 год, наглядно показывающая, что переселенцы из Белоруссии представляют большой процент от общего числа крестьян, переселившихся в этом году в томскую губернию - более 50%. В 1907 году переселенцы из Белоруссии дали 31% от всех прибывших.

Заведующий переселенческим отделом Михайлов в своем отчете о деятельности переселенческой организации в 1907 году писал: «Движение переселенцев в текущем году в Сибирь и Томскую губернию, в частности, отмечалось стихийностью и своими размерами, выходящими далеко из рамок предшествующих лет». В отчете приводятся такие цифры: с 1 января по 1 октября 1907 года через Челябинск прошло 530 000 душ, из них почти половина отправлена в Томскую губернию. То же отмечалось и в статье одного из исследователей переселения белорусов в Сибирь П. Д. Верещагина.
Как показывают архивные материалы, в Томской губернии остановилось больше белорусских переселенцев из Витебской губернии. Например, в 1898 году из Белоруссии в томскую губернию прибыло 4592 человека. В 1900 году в Томской губернии «было водворено 1606 душ мужского пола, из них: из Витебской губернии - 373 человека, Виленской - 224, Гродненской - 130, Минской – 116. Эту картину подтверждает автор статьи «Аграрные отношения и положение крестьян Витебской губернии накануне первой русской революции» К. П. Петров: за период с 1900 по 1905 гг. из одной Витебской губернии в Сибирь переселилось 31259 человек.
В Томской губернии появились «говорящие» названия населенных пунктов: поселок Витебский в Спасской волости, деревня Витебская в 32 километрах от Томска.

Иногда переселенцев переселяли к русским старожильческим селам, но чаще им выделяли свободные участки, благодаря чему возникали чисто белорусские деревни. Например, в Шегарском районе деревни Михайловка, Покровка, Николаевка, расположенные на близком расстоянии друг от друга, были основаны переселенцами из одного уезда - Дрисенского (ныне Верхнедвинский район Витебской области). В числе первых заселялась Покровка. В мае 1898 года из Белоруссии приехало шесть семей: братьев Бояшовых - Ефима и Михаила, Алексея Сидоронкова, Ивана Шапина, Никифора Фомичева, Романа Сороки и Марьи Сидоровой. Семья Марьи Сидоровой состояла из «3 мужск. пола, 3 жен. пола, число работников - 1 жен. пола». Не любопытство, а нужда заставила эту женщину с пятерыми детьми сорваться с родных обжитых мест и ехать в неведомую даль искать лучшей доли.

Населенные пункты Томской области, основанные переселенцами из Белоруссии.
Асиновский район:
Новиковка

Кривошеинский район:
Вознесенка
Володино
Петровка
Малиновка
Крыловка
Семеновка
Иштан
Ивановка

Кожевниковский район:
Хмелевка
Зайцево
Молчановский район:
Алексеевка
Погино
Верхняя Фёдоровка
Самоседовка
Сарафановка

Первомайский район:
Ломовицк

Шегарский район:
Михайловка
Николаевка
Покровка
Новоильинка
Жарковка
Лопухинка
Татьяновка


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Традиции и обычаи сибиряков белорусского и польского происхождения» icon"Русская народная кукла: обычаи и традиции" Цель: Научить изготовлению обрядовых кукол Задачи
Воспитательная: прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа, приобщить к национальной культуре как системе...

«Традиции и обычаи сибиряков белорусского и польского происхождения» iconУчебно-методический комплекс «обычаи и традиции народов мира» Великие Луки, 2011 Программу подготовила: Г. Т. Трофимова, к ф. н., профессор. Программа дисциплины «Обычаи и традиции народов мира»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Традиции и обычаи сибиряков белорусского и польского происхождения» iconОбъектом исследования моей работы являются обычаи и традиции англо-говорящих стран. И я хочу сказать, что жизнь этих стран полна традиций и обычаев. Некоторые
Но некоторые из них давно пережили себя и стали обременительными и остаются лишь из-за известного английского консерватизма. Есть...

«Традиции и обычаи сибиряков белорусского и польского происхождения» iconФранция: праздники и традиции
Франция, как и все другие страны, имеет свою историю, свою культуру, традиции и обычаи. Но есть нечто, что вобрало все это в себя,...

«Традиции и обычаи сибиряков белорусского и польского происхождения» iconТема: «Традиции и обычаи башкирской кухни»
«Арслан» уникальное предприятие, изготавливающее продукцию по традициям башкирского народа

«Традиции и обычаи сибиряков белорусского и польского происхождения» iconОбучение польскому языку и организация польского образования в Калининградской области
Поддержка польского образования относится к одной из самых важных задач консульства. К сожалению, несмотря на многолетние усилия,...

«Традиции и обычаи сибиряков белорусского и польского происхождения» iconО некоторых вопросах христианских традиций
Август – щедрый, плодоносный месяц, богатый на церковные праздники и связанные с ними народные обычаи и традиции. Поговорим о некоторых...

«Традиции и обычаи сибиряков белорусского и польского происхождения» iconАктуальность исследования
Это традиции наших бабушек и дедушек, бережно сохраненные и переданные новым поколениям. Эти обычаи отличаются от привычных сегодня...

«Традиции и обычаи сибиряков белорусского и польского происхождения» iconТрадиции и обряды сибиряков исследовательская работа секция «Этнография»
С XVI в в Сибирь устремляются русские землепроходцы, стремительно осваивавшие суровые неизведанные края. Начало планомерного научного...

«Традиции и обычаи сибиряков белорусского и польского происхождения» icon«История государственных символов России» Номинация
Изучаем их быт, обычаи, традиции, место, которое они занимали в бесконечной череде народов, живущих на огромной территории. Ведь...

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©knu.znate.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница