Урок конфликт и протестное движение




Скачать 114.37 Kb.
НазваниеУрок конфликт и протестное движение
Дата конвертации15.06.2013
Размер114.37 Kb.
ТипУрок
Урок КОНФЛИКТ И ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ

(по А.К. Кравченко)

Эпиграф к урокам: Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши. Гнев на друга, может быть, мгновенный Изливать покуда не спеши.

Р. Гамзатов

Цели урока:

  • учащиеся должны усвоить основные понятия урока; познакомить учащихся с возникающей у людей необхо­димостью договариваться между собой, а также создавать и соблюдать общепринятые нормы, правила;

  • продолжаем формировать, развивать умение анализиро­вать, моделировать ситуации, аргументировать; вырабаты­вать способность делать правильный выбор в конкретной си­туации.

Основные понятия: конфликт, противоречие, протест-ное движение, социальное движение, конфликтная ситуация, ин­цидент, объект конфликта, причины конфликтов, разрешение конфликта, социальная напряженность.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. П. Изучение нового материала.

ПЛАН

  1. Понятие конфликта.

  2. Сущность конфликта.

  3. Типы конфликтов.

  4. Причины конфликтов.

  5. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

  6. Предупреждение конфликтов.

  7. Разрешение конфликтных ситуаций.

  8. Социальное движение.

1. Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности и т. д. приводят к обострению обществен­ных противоречий и как следствие - к конфликтам, конфликтным ситуациям.

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или от­крытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы.

Возникновению конфликтных ситуаций способствует опре­деленный период скрытой, взаимной или односторонней неудовле­творенности. Конфликтная ситуация обычно зарождается во взаи­моотношениях и вызревает в практической деятельности, которую определяют понятием «инцидент». Инцидент - это практические (конфликтные) действия участников (сторон) конфликтной ситуа­ции, характеризующиеся бескомпромиссностью поступков и на­правленные на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. Инцидент возникает, как правило, после резкого обострения противоречия и провоцирует столкновение участ­ников конфликта.

Конфликт - это спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что оди­наково высоко ценится обеими сторонами.

2. Сущность конфликта заключается в межличностном или межгрупповом противоборстве, основанном на осознанном каждой из сторон противоречии. Это столкновение принципов, мнений, характеров или эталонов поведения людей.

Вывод: в основе любого конфликта лежит конфликтная си­туация, включающая либо противоречивые позиции сторон по ка­кому-либо поводу, противоположные цели и средства их достиже­ния или несовпадение интересов и т. п.

Сущность конфликта можно выразить формулой:

конфликт = участник + объект конфликта + конфликтная си­туация + инцидент.

Объект конфликта - это предмет, явление, событие, про­блема, цель, действия, вызывающие к жизни конфликтную ситуа­цию.

З.Типы конфликтов подразделяют:

- по степени остроты противоречий — недовольство, разно­
гласие, противоречие, размолвка, раздор, перебранка, стычка, ссо­
ра, скандал, вражда, война;

- по проблемно-деятельностному признаку — управленче­
ские, педагогические, производственные, экономические, полити­
ческие, творческие и др.;

- по степени вовлеченности людей в конфликт - внутрилич-
ностные, межличностные, между личностью и группой, межгруп­
повые, межколлективные, межпартийные, межгосударственные.

Целесообразно в ходе лекции постоянно активизировать внимание учеников, просить их приводить примеры и т. д.

4. Причины конфликтов — это противоречия, которые возни­кают между индивидами, группами, организациями, государствами.

Источниками конфликтных ситуаций являются обостренные противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов. При­чинами (источниками) возникновения конфликтных ситуаций могут быть не только личностные качества. Поведение и деятельность спе­циалиста (работника) могут иногда способствовать возникновению конфликтных ситуаций. Устранение личностных недостатков - ос­новная цель самосовершенствования личности (самообразование,

самовоспитание, саморазвитие), и это будет способствовать профи­лактике, недопущению конфликтных ситуаций.

5. Если индивид попал в конфликтную ситуацию, то ему надо
определить форму поведения. Специалисты-психологи различают
пять типов стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

  1. Приспособление - сглаживание противоречий, даже в
    ущерб своим интересам.

  1. Компромисс - взаимные уступки.

  1. Сотрудничество - совместная выработка решения, удов­
    летворяющего интересы сторон.

  2. Игнорирование - попытка (стремление) выхода из кон­
    фликтной ситуации, не решая ее.

5) Соперничество - открытая борьба за свои интересы,
упорное отстаивание своей позиции.

На этапе закрепления или на итоговом уроке по блоку можно дать учащимся задание разработать рекомендации по использова­нию того или иного способа разрешения конфликтной ситуации по типам стратегий поведения.

6. Конфликт так же, как и болезнь, легче предупредить, чем
разрешить (лечить). Конечно, понятно, что необходимо поддерживать
в коллективе здоровый нравственно-психологический климат. Для
него характерны уважение достоинства личности, доброжелатель­
ность. Такой климат создает ощущение душевного комфорта. Невоз­
можно переоценить значимость личного примера руководителя.

Во всех конфликтных ситуациях, прежде чем принимать ре­шительные меры, необходимо попытаться понять причины возбу­жденного состояния собеседника и попытаться успокоить его.

Наиболее эффективным средством является устранение из делового общения суждений и оценок, ущемляющих честь и дос­тоинство собеседника.

Еще одним эффективным средством предупреждения кон­фликтных ситуаций является недопущение спора, ибо всякий спор может привести к конфликту.

Действенным средством предупреждения конфликтных си­туаций является умение слушать собеседника.

7. Разрешение конфликта - это процесс нахождения взаи­
моприемлемого решения проблемы, имеющей личностную значи­
мость для участников конфликта, то есть это устранение причины
конфликтной ситуации.

Разрешение социального конфликта возможно путем измене­ния требований одной из сторон, в результате истощения сил сто­рон или вмешательства третьей силы, а иногда и в результате пол­ного подавления или даже устранения соперника.

Вообще конфликт имеет и положительное значение, он определяет выход из сложных ситуаций, разрешает проблемы, ведет к заключению союзов, приводит к консенсусу. Однако, чтобы добиться положительных результатов, конфликтом надо управлять.

8. В качестве определения понятия «социальное движение» можно использовать определение социолога Р. Тернера, который определяет социальное движение как совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе.

Это определение объединяет широкий круг социальных движе­ний: религиозные, эмигрантские, молодежные, революционные, политические и др.

Социальные, протестные, движения имеют характеристики: они высокодинамичны, не имеют устойчивого статуса, имеют не­определенный жизненный цикл.

Социальные движения могут включать в себя социальные органи­зации, однако основой их служат добровольные усилия людей. Значи­тельная часть социальных движений лишена организованности.

Утопические движения могут носить как религиозный, так и светский характер. Многие из них, например, коммуны Оуэна, Фу­рье и другие, основывались на альтруизме (бескорыстной заботе о благе людей).

Движения реформ можно рассматривать как попытки изменить отдельные стороны общественной жизни. Эти движения не могут развиваться в условиях тоталитарных режимов. В отличие от соци­альной революции, социальная реформа есть частичное обновление социальной системы.

Различают также революционные движения. Здесь имеется в виду обычно стихийное, почти всегда неожиданное, стремительно развивающееся, часто насильственное и как результат всесторон­нее изменение социальной системы. В то же время революционное движение развивается, назревает постепенно в обстановке протес­та, неудовлетворенности существующими условиями жизни.

Социальные движения, движения сопротивления - это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Они все­гда сопровождают движение реформ и революционные движения. Примером может служить современная политическая оппозиция реформам в России.

III. Закрепление изученного.

1. Работа над основными понятиями.



Конфликт

спор, столкновение конкурирующих сторон (людей и социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами

Объект конфликта

предмет, явление, событие, проблема, цель действия, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию

Причины (источники) конфликтов

противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов, которые возникают между индивидами, группами, организациями, госу­дарствами

Разрешение конфликта

процесс нахождения взаимоприемлемого ре­шения проблемы, имеющей личностную зна­чимость для участников конфликта, то есть это устранение причины конфликтной ситуации

Социальное движение

совокупность коллективных действий, на­правленных на поддержку социальных изме­нений или поддержку сопротивления соци­альным изменениям в обществе или социальной группе

Социальная напряженность

высокий уровень недовольства населения су­ществующим положением дел, выражающе­гося в скрытой агрессивности и готовности выразить свое настроение в открытой форме. В основе социальной напряженности лежит чувство социальной неудовлетворенности

Противоречие

фундаментальная несовместимость, несогла­сие важных - политических, экономических, этнических - интересов

2. Беседа с учащимися.

?? Вопросы для закрепления и обсуждения:

  • Что такое «конфликт»?

  • Каковы причины (источники) конфликтной ситуации?

  • Какими могут быть последствия конфликта?

  • Можно ли в конфликтной ситуации избежать насилия?

  • Укажите объект, субъект, причины и способы разреше­ния конфликта.

  • Приведите классификацию конфликтов.

  • Что такое «социальное, протестное, движение»?

  • Охарактеризуйте типы социальных движений, приведите примеры.

  • Приведите примеры разрешения конфликтных ситуаций из своей практики.

  • Что для человека важнее в межличностных отношениях: доказательство его правоты или хорошие человеческие отношения? Сделайте выбор и обоснуйте его.

  • Вас оскорбили. Нам хочется ответить грубостью, хотя вы считаете это недостойным. Как человек может научиться быть более терпимым? Поможет ли это при разрешении конфликта?

Задание на дом:

  1. § 9, ответить на вопросы, выполнить практикум.

  2. Составить памятку «Как я должен вести себя, чтобы избе­
    жать конфликтов с друзьями, родителями».

Похожие:

Урок конфликт и протестное движение iconГригорьева В. Н., зав сектором Даулетова В. В., библиотекарь Конфликт … может выиграть каждый
И у большинства это слово вызывает малоприятные ассоциации. Люди, затевающие конфликт или помимо собственной воли, попадающие в него,...
Урок конфликт и протестное движение iconКонспект урока «Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник»
Тема и номер урока в теме: Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник, Урок №25
Урок конфликт и протестное движение icon5 способов убедиться, что конфликт работает
...
Урок конфликт и протестное движение icon2. Классификация конфликтов (политические, экономические, социальные, духовние) Политический( экономический, социальный, духовный) конфликт
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам...
Урок конфликт и протестное движение iconПонятие конфликта в международном праве
Желание некоторых политиков назвать конфликт спором или спорной ситуацией, отсутствие этого термина в Уставе ООН привели к путанице...
Урок конфликт и протестное движение iconУрок по предмету «История средних веков» в 6 классе по теме «Гуситское движение в Чехии»
Образовательная: сформировать у учащихся представление о гуситском движении, как о
Урок конфликт и протестное движение iconАрабо-израильский конфликт и общественное мнение в странах Запада
Все еще продолжающийся арабо-израильский конфликт вызывал (и до сих пор вызывает) значительный по своему объему общественно-политический...
Урок конфликт и протестное движение iconЖили когда-то на какой-то планете
В москве вам предстоит двигаться по «пробкам». Учтите, что движение по «пробкам» – это вашего пути. Во сколько раз меньше скорость...
Урок конфликт и протестное движение iconКак превратить рабочее место в тренажерный зал?
Дит к лишнему весу, к развитию сердечно-сосудистых заболеваний и диабета, к атрофии мышц… Но особенно страдает позвоночник. Между...
Урок конфликт и протестное движение iconИстория пионерского движения
Пионерское движение — движение детских коммунистических организаций в СССР и в других социалистических странах
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©knu.znate.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница