Современный рейтинг технических вузов украины и… одессы




Скачать 355.57 Kb.
НазваниеСовременный рейтинг технических вузов украины и… одессы
страница1/4
Дата конвертации20.06.2013
Размер355.57 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
«ТАБЛИЦЫ ЛИГ (LEAGUE TABLES)» УНИВЕРСИТЕТОВ ПРОДОЛЖАЮТ СВОЁ ШЕСТВИЕ ПО СТРАНАМ ПЛАНЕТЫ…. УКРАИНА – НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ!

СОВРЕМЕННЫЙ РЕЙТИНГ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ УКРАИНЫ И… ОДЕССЫ


Противоречивость оценок в отношении существующих университетских рейтингов – «таблиц лиг» (league tables) высших учебных заведений и заинтересованность в их изучении и совершенствовании возрастает в Украине, как и во всем мире. Известно, что противоречия – суть движения, а движение – это и есть жизнь. При этом известно также, что любой прогресс в жизни – это не вопрос скорости, а вопрос направления. Так куда же направляется Украина? А это, как говорят в Одессе, «уже совсем другой вопрос…».

В настоящее время более чем в 40 странах мира существуют национальные системы рейтингования вузов по качеству их деятельности, а в некоторых странах таких систем даже несколько. Например, в Украине с 2006 года рейтингование вузов осуществляется по проекту «ТОП-200. Лучшие вузы Украины» под контролем наблюдательного совета от ЮНЕСКО/СЕПЕС и по модели компании СКМ совместно с Благотворительным фондом Рината Ахметова «Развитие Украины» - рейтинг вузов «Компас».

В Эстонии, например, пытаются собственными силами реформировать высшее образование и оставить только вузы со «знаком качества» (источник: Baltija.eu от 01.02.2011 г.). Созданное при Министерстве образования и науки Эстонской Республики Агентство качества высшего образования в период 2009 – 2011 гг. проводит оценку групп учебных программы в высших учебных заведениях страны. Начиная с 2012 года, вузы Эстонии смогут проводить обучение исключительно по программам, получившим положительную оценку этого Агентства. Если получен отрицательный результат или высшее учебное заведение в результате переходного оценивания к 1 января 2012 г. не получит права на обучение по оцениваемой группе учебной программы, то высшее учебное заведение в сотрудничестве с Министерством образования и науки должно предоставить студентам возможность для продолжения учебы в другом заведении. Таким образом, оценивание качества высшего образования в Эстонии и получение права на обучение станет более единообразным и будет сосредоточено на жизнеспособности (конкурентоспособности) высших учебных заведений в целом. Новая система в большей степени отделена от государственного надзора и позволяет всем студентам иметь полную уверенность относительно признания государством получаемого диплома и качества обучения.

В России уже несколько лет существует собственная модель рейтингования вузов и оценки качества обучения в них. При этом существует и публично политическими лидерами выражается потребность в её модернизации. Характерно, что и сейчас премьер-министр РФ Владимир Путин считает необходимым выработать российскую методику оценки качества образования в вузах (кстати, и не только в российских), о чем он и заявил в феврале 2011 на встрече с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко. Далее цитата из источника «Единая Россия» от 07.02.2011 г.:

- "Вы наверняка знаете, что некоторые эксперты полагают, что эти западные рейтинги - это, собственно, инструмент повышения их конкурентоспособности на рынке труда", - отметил Путин. "Поэтому к ним относиться нужно очень аккуратненько и выработать свою методику, свою объективную методику оценки качества того образования, которое дается выпускникам в этих вузах", - заявил премьер. Путин поинтересовался далее, как идут дела с признанием дипломов "наших коллег заграничных". "Сейчас закончили подготовку законопроекта", - ответил Фурсенко. Он сообщил, что раньше дипломы признавались "исключительно на взаимной основе, причем, не на уровне вузов, а на уровне стран". Как отметил министр, "тут возникали проблемы, потому что и у нас качество вузов разное, и разное качество вузов в других странах, в тех же самых Соединенных Штатах далеко не все вузы одинаково хорошие, я бы сказал, большинство как раз не очень хорошие". (???). "Давайте не будем давать им оценки. Речь должна, видимо, идти о ведущих вузах", - отметил премьер. Фурсенко сообщил, что, исходя из подготовленного законопроекта, предлагается "признавать в одностороннем порядке дипломы ведущих вузов". При этом, отметил министр, планируется передать правительству определение порядка, как будут определяться ведущие вузы. "Что мы предлагаем: есть несколько признанных в мире рейтингов. Мы считаем, что нужно интегрировать эти рейтинги", - сказал он. "Есть российский рейтинг, который постепенно завоевывает авторитет, - отметил Фурсенко. - Но помимо этих рейтингов, мы сейчас начали совместную работу с уважаемыми ассоциациями ведущих вузов различных стран: Соединенных Штатов, Европы". "Хотим сейчас наладить соответствующие отношения с ассоциацией ведущих вузов Китая", - добавил он. "С тем, чтобы использование этих рейтингов и решение о выработке порядка готовились во взаимодействии с ними", - отметил министр. "Потому что мы считаем, что если это взаимодействие будет налажено, то мы сможем договориться и о порядке, при котором дипломы наших ведущих вузов тоже будут приниматься в этих странах", - сказал он.(???).

А в апреле 2011 года состоялся характерный диалог между этим же министром Фурсенко и Президентом России Медведевым: процитируем некоторые выдержки из их беседы по данным информагентства «Росбалт»:

«Президент России Медведев: - «Сколько сегодня в России действует вузов?». Министр образования и науки России Фурсенко: - «Всего где-то 1200-1300…». - «Мы с вами понимаем, что половину из них можно с легкостью закрыть без ущерба для качества образования», - заметил Президент. - «Можно», - с готовностью согласился министр. - «Мне об этом говорить можно, а вам – нет», - заключил Медведев».

Очевидно, что российскую высшую школу «кумарит»: хочется идти вперёд, но очень тянет назад…. «Особый русский путь – это forever». Ответ российского министра образования на вопрос: «сколько в России действует вузов?» напоминает концовку одесского анекдота с бородой: «…где-то, так, сэм - восэм…». В российской думе готовится к принятию законопроект, утверждающий методику оценки качества подготовки студентов в мировых университетах для признания/непризнания их дипломов на территории России и стран СНГ, ЕврАзЭС. Ректоры ведущих американских и английских университетов, наверное, сейчас озабочены этой проблемой и всеми силами наводят «порядок» в своих учебных процессах, чтобы прилично выглядеть в глазах московских «оценщиков»…. «Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…»!

Всего в мировой базе высшего образования (WHED) около 18 тысяч вузов. В ЕС их около 4 тысяч, в России – 1200, в Украине - 800. Международные рейтинги определяют их самую верхушку – 500 лучших мировых университетов, что практически сделал впервые в 2003-2004 годах Институт высшего образования шанхайского университета «Джиао Тонг» (Jiao Tong, China) в рамках проекта «Академический рейтинг университетов мира» (ARWU-500). В мире сейчас уже реализуется более 10 систем основных международных рейтингов вузов, в том числе:

- рейтинги журнала U.S. News & World Report (США, американцы стартовали первые в мире, начиная с середины 70- годов прошлого столетия, усовершенствовав вначале свою собственную систему высшей школы),

- британские рейтинги «Times» - THES (университетов мира и Европы, существовали самостоятельно с 2004 до 2009 года),

- мировой рейтинг Шанхайского университета (ARWU-500, начиная с 2003 года),

- рейтинг университетов мира Webometrics, который составляется исследовательской группой Cybermetrics Lab при Высшем Совете по научным исследованиям Испании (с 2004 года дважды в год ранжируется около 13000 вузов в мире по данным их веб-сайтов с использованием крупнейших поисковых систем, учитывает, в частности, объем представленных в Интернет научных публикаций, их цитируемость, ссылки на материалы сайтов с доменным именем ВУЗа и т.д. Украинские вузы в нём просматриваются во второй тысяче),

- рейтинг QS британской компании Quacquarelli Symonds Ltd. (Топ-200, 500 лучших мировых университетов, реализуется с 2009 года),

- рейтинг «Times-Thomson Reuters» (бывший британский рейтинг THES университетов мира и Европы),

- рейтинговая система независимого рейтингового агентства «РейтОР» и другие.

В верхних строчках мировых рейтингов чаще всего оказываются вузы США, да и в самой первой сотне традиционное американское большинство. На втором месте Великобритания, за ней обычно Япония, Швейцария, Австралия, Канада, Сингапур, Китай. Российский МГУ имени Ломоносова в рейтинге QS TOP-200 мировых университетов, например, в 2010 году был единственным с постсоветского пространства и занял 93 место. В остальных рейтингах МГУ так же, как и Санкт-Петербургский государственный университет входят лишь во вторую сотню либо вообще отсутствуют. Украинские университеты в табели о рангах 500 лучших университетов мира даже не просматриваются. Кстати, один из университетов Казахстана вошел в 2010 году в ТОП-500 лучших мировых вузов международного рейтинга QS. А на прошедшей в прошлом году в Берлине 5-й конференции Международной экспертной группы по академическим рейтингам (IREG) делегация Казахстана была одной из наиболее многочисленных. Это свидетельствует о понимании казахами важности рейтингов как механизма конструирования глобального образовательного пространства и заинтересованности улучшить позиции своих университетов в ведущих международных рейтингах. Кстати, всего в последней на сегодняшний день конференции IREG, лейтмотивом которой была тема обеспечения надежности академических рейтингов, приняли участие более 160 экспертов из 50 стран, Украина в том числе. Напомним, что Международная экспертная группа по определению рейтингов университетов (IREG) и теперь уже Наблюдательный совет IREG по академическим рейтингам первый раз собралась в Варшаве в 2002 году. Последующие конференции и встречи группы проходили в Вашингтоне в 2004 году (IREG-1), в Берлине в 2006 году (IREG-2), в Шанхае в 2007 году (IREG-3), в Астане в 2009 году (IREG-4), опять в Берлине в октябре 2010 года (IREG-5). Планируется провести конференцию IREG-6 в Тайбэе (Тайвань) в 2012 году.

Возрастающая важность университетских рейтингов и стремление повысить их качество привели к изменению организационной структуры IREG и ее преобразованию в международную ассоциацию - Наблюдательный совет IREG по академическим рейтингам (IREG Observatory). Ян САДЛАК - президент Наблюдательного совета IREG, председатель международного наблюдательного совета проекта «Топ 200 Украина» дал пояснения новой организации IREG в газете «Зеркало Недели», № 22 от 12 июня 2010 года. Организация IREG Observatory была зарегистрирована в 2009 году в Брюсселе. Местом расположения секретариата стала Варшава, и этот выбор международных экспертов подтвердил высокую оценку качества рейтингов польского Фонда образования «Перспективы» и его международной деятельности. Первая генеральная ассамблея наблюдательного совета IREG состоялась в Варшаве 8 марта 2010 года. Принимая во внимание возрастающую важность, которую представляют рейтинги для общества, а также тот факт, что рейтинги влияют на принятие финансовых решений правительственными органами, отвечающими за высшее образование, наблюдательный совет решил проводить по запросу аудит некоторых ведущих международных и национальных рейтингов с целью определения степени их соответствия высшим методологическим стандартам. Критерии аудита университетских рейтингов, принятые в Варшаве, в основном базируются на Берлинских принципах, выработанных и утвержденных на конференции в Берлине в 2006 году. На генеральной ассамблее в Варшаве обсуждались проблемы, связанные с более точным учетом гуманитарных и общественных наук в международном ранжировании. Было также удовлетворено заявление Московского государственного университета им. Ломоносова о приеме его в состав Наблюдательного совета IREG.

Подобно университетам, которые порой существенно отличаются друг от друга, рейтинги также различаются по своим целям, целевым группам, методологиям, индикаторам и, что не менее важно, по своему качеству. Поскольку широкая общественность больше всего заинтересована в результатах («кто есть номер первый») и меньше в методологии проведения рейтингов, последней уделяется недостаточно внимания. Аудит рейтингов, проводимый IREG с использованием прозрачных критериев и присуждением сертификата («одобрено IREG») может стать важной мерой, способствующей усилению прозрачности процесса. Поскольку рейтинги очень противоречивы, и часто рейтинги высокого качества подвергаются критике наряду с рейтингами низкого качества, такой аудит мог бы способствовать укреплению доверия к рейтингам в целом.

Таким образом, IREG уже превратился в международный орган по подтверждению соответствия (по добровольной сертификации) различных международных и национальных систем ранжирования университетов и составления табели о рангах. При этом следует иметь ввиду, что главенствующую роль в этом международном органе по сертификации занимает Институт политики высшего образования (Institute for Higher Education Policy, Вашингтон, США) и Европейский центр ЮНЕСКО в сфере высшего образования (ЮНЕСКО — СЕПЕС, Бухарест, Румыния) с базовой концепцией, рожденной в США более полувека назад, - концепцией TQM – Total Quality Management (Всеобщее управление и руководство посредством качества и ради качества всего).

Самые частые критерии, по которым составляют международные рейтинги – количество статей в признанных мировых научных журналах и цитирование авторов из того или иного вуза. Играет роль соотношение студентов и преподавательского состава, число выпускников и преподавателей вуза, получивших Нобелевскую премию или медаль Филдса, а также доля иностранных студентов. Место вуза в рейтинге QS в 2010 году, например, определялось с учетом следующих параметров и их весовой доли: академическая репутация заведения (40%); процент трудоустройства студентов по полученной специальности (20%); количество ссылок на работы, выполненные сотрудниками вуза, в работах других ученых (20%); количество преподавателей, приходящееся на одного студента (20%) и доля иностранцев среди студентов вуза (10%).

В мае 2011 года запланирована презентация и пилотная реализация европейского многомерного рейтинга мировых университетов «U-Multirank», который разрабатывался в течение последних лет по заказу Европейской комиссии, а также нового британского рейтинга «Таймс», разрабатываемого совместно с компанией Томсон Рейтерс (Times-Thomson Reuters). Появлению единого европейского рейтинга «U-Multirank» предшествовала разработка системы классификации высших учебных заведений Европы - «U-map», дающая возможность сравнивать действительно сопоставимые университеты. «Таким образом, Европа сделала то, что США имеют уже больше 35 лет. В соответствии с данной классификацией, каждый тип заведений будет иметь свой рейтинг, и составители не будут, образно говоря, сравнивать зеленое с холодным» - цитата из «Зеркало Недели», № 43 от 20 ноября 2010 г.

Рейтинг «U-Multirank» будет оценивать университетскую деятельность по пяти основным направлениям: 1) преподавание и обучение (четыре индикатора); 2) исследовательская активность (девять индикаторов); 3) передача знаний (восемь индикаторов); 4) интернационализация (шесть индикаторов) и 5) региональная включенность (пять индикаторов). Базовые методологические принципы данного рейтинга предполагают, что его результаты не будут суммироваться в общий балл. Также не будет фиксированных весов для отдельных индикаторов, и, соответственно, рейтинги будут интерактивными, или же пользовательскими. Результатами рейтинга станет не таблица университетов с четко определенными местами, а группы институтов с более или менее схожими показателями. Предполагается, что в пилотной стадии проекта будут участвовать 150 образовательных заведений, разделенных на две основные группы:

1) интернационально ориентированные исследовательские университеты, в которых магистры и аспиранты составляют не менее 30% от общего числа студентов, иностранные студенты — не менее 10%, а по библиометрическим показателям эти университеты входят в число пятисот лучших в мире;

2) регионально ориентированные университеты, большинство студентов которых (более 70%) обучаются на уровне бакалаврата, а само учебное заведение ориентировано на удовлетворение потребностей данного региона.

О результатах этого пилотного европейского проекта мы узнаем в 2012 году. В этой классификации, кстати, вообще не рассматриваются узкоспециализированные вузы профессиональной подготовки, например, морские, лётные или полицейские академии. Первые два из упомянутых вузов хоть и готовят специалистов для международного рынка труда моряков и летчиков, но в принципе не смогут никогда попасть в таблицу лиг 500 лучших мировых университетов. Да и в национальном рейтинге «Топ-200» лучших вузов Украины вряд ли им найдется место в первой сотне, поскольку для моряков, как и для летчиков важно не университетское образование, а практический опыт и обучающий тренинг.

Проект «Топ 200 Украина» по ранжированию лучших вузов реализован в нашей стране уже в четвертый раз. Последние его результаты в виде таблицы лиг опубликованы газетой «Зеркало Недели» в июне 2010 года, ЗН № 22. Его методика по аналогии с Шанхайским рейтингом позволяет сравнивать университеты разных профилей на множестве общих критериев. Напомним, что в методике, предложенной кафедрой ЮНЕСКО – Киевским институтом «Высшее техническое образование, прикладной системный анализ и информатика», деятельность вуза определяется при помощи интегрированного индекса рейтинговой оценки — Из. Этот индекс включает три комплексные составляющие: Из = Инп + Ио + Имп, где Инп — индекс качества научно-педагогического потенциала, Ио — индекс качества обучения, Имп — индекс международного признания. Всего для формирования указанных индексов используется 20 индикаторов прямого измерения и две экспертные оценки. Данные об этих индикаторах выбираются из нескольких независимых источников (данные вузов, данные МОН Украины, данные Комитета по государственным премиям Украины и премиям им. Т.Шевченко, данные международных ассоциаций университетов, данные других ведомств). В 2010 году в комплексное оценивание деятельности вузов были включены два дополнительных параметра: экспертное оценивание качества научно-педагогического потенциала и качества обучения — 15%; показатель информационных ресурсов (качество и функциональная полнота веб-сайтов университетов) — 5%. Введение новых показателей привело к изменению интегрального индекса и соответственно, для ряда учебных заведений, к существенному изменению рейтинговой позиции.

Эта украинская методика рассматривалась экспертами IREG на их берлинской встрече (IREG-2) в 2006 году и в Астане (IREG-4) в 2009 году. С учетом мнения экспертов IREG и отзывов научной и образовательной общественности Украины методика совершенствовалась после каждого тура проведения рейтинга. При этом Международный наблюдательный совет проекта «Топ 200 Украина» считает, что использование 80% регистрируемых данных и 20% данных, основанных на экспертных оценках, является сильной стороной проекта и соответствует опыту некоторых известных международных рейтинговых систем, прежде всего шанхайской. Дальнейшее совершенствование украинского рейтинга может состоять, прежде всего, в эволюционном улучшении критериальной базы системы оценивания и в повышении достоверности исходных данных. Последнее обстоятельство является очень существенным для Украины в связи с плохим состоянием веб-сайтов университетов и, как правило, отсутствием на них достоверных данных о показателях деятельности.

В июне этого года ожидается публикация новой табели о рангах «Топ-200. Лучшие вузы Украины» по итогам 2010 года. Подождем! А пока рассмотрим представленные ниже таблицы и сделаем некоторые выводы, хотя основные из них мы уже сделали – см. «Моряк Украины» от 14 и 21 апреля 2010 г., №№ 15(637), 16(638). Отметим лишь, что за последние пять лет в Украине проделала огромная работа по созданию системы рейтингования университетов и проведению ежегодного оценивания их деятельности. Это, несомненно, сделало систему высшего образования страны более прозрачной и понятной для общества, что неотвратимо приведет к ее дальнейшему совершенствованию. При этом следует иметь в виду, что государственная поддержка только одного университета мирового класса в Европе составляет около полутора-двух миллиардов долларов США в год и соизмерима с бюджетом финансирования всей системы высшего образования Украины. Поэтому следует признать, что на данном этапе учебные заведения страны в большинстве своем должны ориентироваться на другие цели и пытаться конкурировать лишь с вузами Центральной и Восточной Европы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Проект «ТОП-200. Лучшие вузы Украины» - рейтингование учебных заведений высшего уровня аккредитации по критериям и методикам, максимально приближенным к стандартам ЮНЕСКО-СЕПЕС в Украине продолжается. И это не смотря на почти полную остановку реформы высшей школы Украины в направлении практики и опыта университетов стран ЕС, за исключением, разве что, продолжающейся активности не более десятка национальных университетов. Ниже, в таблицах, представлены результаты авторских расчетов по фактическим данным, опубликованным еженедельником «Зеркало недели» за период 2006 – 2011 годов для транспортных и технических вузов Украины и Одессы. Автор преследовал единственную цель в проведении своего исследования – получить фактический числовой материал, поскольку одним из основных принципов построения любых систем менеджмента качества (а этих принципов всего восемь по стандарту ИСО 9000) является «принятие решений, основанных на фактах». Автор не уполномочен принимать решения в рамках создания национальной системы менеджмента качества высшего образования – для этого существуют соответствующие должностные лица. Однако свой гражданский долг считаю выполненным. Каких-либо выводов по полученным результатам автор сейчас делать не будет, и оставляет такое удовольствие для вдумчивого читателя. Подробности - на сайте: http://krivoshchekov.at.ua. Что касается чисто морских вузов Украины, оставшихся в наследство от бывшего Минморфлота СССР, – Одесских национальных – морского университета и морской академии, то первый из них вполне прилично смотрится все годы оценивания в первой сотне лучших национальных вузов, а второй, думается, может значительно продвинуться вперед в табели о рангах и выйти из числа аутсайдеров лишь в смычке с более продвинутым вузом, например, в составе Одесской юридической академии. Поскольку «пробивная способность» основателя и ректора Одесской юридической академии (она недавно, кстати, получила статус Национального университета Украины) очевидна и при нынешней власти в ближайшие годы будет только укрепляться, то Одесской национальной морской академии, представляется, целесообразно участвовать в проекте «Топ-200. Лучшие вузы Украины» в составе именно этого национального университета. Ни Киевская государственная академия водного транспорта, ни Херсонский государственный морской институт в проекте «Топ-200 Украина» ни разу не участвовали. И это правильно, поскольку верная самооценка позволяет точно определить свое место в таблице лиг мировых и национальных университетов. Как говаривал Василий Иванович Чапаев в известном анекдоте: «…Вот, Петька, захватим ту высоту, построим там консерваторию и обеспечим всю страну Советов консервами…!».

Кривощеков В.Е.,

Региональный представитель Межотраслевого центра качества

«ПРИРОСТ» Украинской ассоциации качества в Одесской области,

канд. техн. наук, ст. научн. сотрудник


РЕЙТИНГ
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современный рейтинг технических вузов украины и… одессы iconУчебник для технических вузов» М., «Высшая школа»
Р. А. Исмаилов «Французский язык» Учебник для технических вузов» М., «Высшая школа» 1998

Современный рейтинг технических вузов украины и… одессы iconНиколай филинов и светлана ручкина   Рейтинг вузов рассматривается в статье с двух точек зрения: как общественное явление и как многокритериальная
Рейтинг вузов рассматривается в статье с двух точек зрения: как общественное явление и как многокритериальная задача принятия решения....

Современный рейтинг технических вузов украины и… одессы iconЕвропейская экономическая комиссия координационная группа по
Украины (уран), созданная на базе ведущих университетов и научных учреждений городов Киева, Львова, Одессы, Харькова, Днепропетровска,...

Современный рейтинг технических вузов украины и… одессы iconXxvii международная научно-практическая конференция "рациональное применение научных знаний"
Вузов старших курсов, выпускники вузов, аспиранты, адъюнкты, соискатели и молодые научные деятели вузов Украины, ближнего и дальнего...

Современный рейтинг технических вузов украины и… одессы iconУдачного старта в новом учебном году!
Леонид Товажнянский, ректор нту «хпи», Заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Государственной премии Украины, доктор...

Современный рейтинг технических вузов украины и… одессы iconУчебное пособие для студентов и технических работников вузов
Учебное пособие предназначено для преподавателей, студентов и технических работников высших и средних учебных заведений, независимо...

Современный рейтинг технических вузов украины и… одессы iconВыступление на конференции itmk3r текущие показатели работы отрасли и перспективы освоения новых технологий в области рудоподготовки предприятиями горно-металлургического комплекса Украины
Грищенко С. Г., заместитель Министра промышленной политики Украины, доктор технических наук, профессор

Современный рейтинг технических вузов украины и… одессы iconУчастницы л агно Екатерина (г. Донецк) Заслуженный мастер спорта Украины, международный гроссмейстер среди мужчин, рейтинг – 2542
Украины 2011 г. Екатерина Должикова (г. Киев), а также победительницы международных и национальных турниров: Оксана Грицаева (г....

Современный рейтинг технических вузов украины и… одессы iconКнига «Здания, сооружения, памятники Одессы и их зодчие: Справочник»
Валентином Александровичем Пилявским, ныне проживающим в США. С 1983 по 1991 г в газете «Вечерняя Одесса» им опубликовались статьи...

Современный рейтинг технических вузов украины и… одессы iconНовых научных достижений!
Заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор технических наук, профессор кафедры «Электрические станции» нту «хпи», академик...

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©knu.znate.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница