Эконометрический анализ инфляции Наиболее часто встречаются людям такие экономические характеристики, как цены на товары и услуги. Как правило, они




НазваниеЭконометрический анализ инфляции Наиболее часто встречаются людям такие экономические характеристики, как цены на товары и услуги. Как правило, они
страница1/7
Дата конвертации05.11.2016
Размер0,8 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7
Глава 7. Эконометрический анализ инфляции

Наиболее часто встречаются людям такие экономические характеристики, как цены на товары и услуги. Как правило, они изменяются с течением времени. Вполне естественно подвергнуть цены на товары и услуги эконометрическому анализу.

Под инфляцией в настоящей главе понимается рост цен (крайне редко бывает, чтобы цены устойчиво падали). При анализе экономических процессов, протяженных во времени, необходимо переходить к сопоставимым ценам. Это невозможно сделать без расчета индекса роста цен, т.е. индекса инфляции. Проблема состоит в том, что цены на разные товары растут с различной скоростью, и необходимо эти скорости усреднять. На примере разработанной в Институте высоких статистических технологий и эконометрики минимальной потребительской корзины продовольственных товаров, составленной на основе физиологических норм потребления, продемонстрируем свойства и алгоритмы расчета индекса инфляции.

7. 1. Определение индекса инфляции

Средняя цена и разброс цен. В конкретном акте купли-продажи цена товара или услуги полностью определена. Однако в современных условиях, когда в большинстве случаев продавец, а иногда и покупатель, могут влиять на цену товара или услуги, эта цена зачастую меняется от одного акта купли-продажи к другому.

Можно выделить несколько вариантов.

1. Конкретный продавец меняет цену в зависимости от конкретного покупателя. Пример: индивидуальный продавец на базаре.

2. В конкретном магазине цена фиксирована, но от магазина к магазину она меняется. Примеры: большинство товаров (продаваемых в магазинах и киосках), цены которых указаны для сведения покупателей.

3. Единые цены в регионе, например, на услуги почтовой связи.

Пусть в определенный день (момент времени) t осуществлено k актов купли-продажи определенного товара, причем в акте с номером j, где j=1,2,...,k, куплено количество товара Sj по цене єj. Тогда экономическая ситуация описывается двумя векторами размерности k, а именно, вектором объемов продаж:

(S1,S2,...,Sj,...,Sk),

и вектором соответствующих цен:

1, є2,..., єj,..., єk).

С целью проведения дальнейшего экономического анализа необходимо перейти к обобщенным характеристикам - к объему продаж-покупок:



и средней цене за единицу товара:



Разумеется, при переходе от 2k чисел к двум числам, т.е. при "сжатии информации", часть информации теряется. Подобный переход допустим, если все цены єj сравнительно мало отличаются от средней цены p. В России 1993-1995 гг. с ежемесячным ростом цен не менее 5-10-20 % экономически значим именно общий рост цен. В ситуациях со стабильной средней ценой внимание экономистов привлекает разброс цен относительно средней p. Например, в современной Франции цены на определенный товар в фешенебельных центральных магазинах и в окраинных непрестижных супермаркетах могут отличаться в несколько раз. Это - одно из проявлений так называемой "ценовой диверсификации".

В Москве даже в период общей сильной инфляции также наблюдалось это явление, хотя и в гораздо меньших масштабах ( табл.1 ).




Таблица 1

Цены на севере и в центре Москвы в апреле 1994 г.

Наименование

Север - цена в руб.

Центр- цена в руб.

Хлеб пшеничный

370

390

Огурцы

1800

2000

Яблоки

2000

2500

Молоко

570

615




Измерения цен и объемов продаж относится к определенному моменту времени t, поэтому q и p являются функциями от t, т.е. q = q(t), p = p(t).

При этом время t принимает дискретные значения. Организации, ведущие экономический мониторинг, с 1991 г. измеряют цены с интервалом в неделю.

Функция от дискретного (с постоянным шагом) временного параметра называется временным рядом. Анализом и прогнозированием временных рядов занимается специальный раздел эконометрики - статистика временных рядов (см. главу 6).

Потребительская корзина и доход. Рассмотрим конкретного покупателя, т.е. конкретного экономического субъекта: физическое лицо, домохозяйство или фирму. Он покупает не один товар, а много. Обозначим через n количество типов товаров или услуг (далее кратко - товаров), которые он хочет и может купить. Обозначим через

Qi = Qi(t), i=1,2,...,n,

объемы покупок этих товаров по соответствующим ценам:

ri = ri(t), i=1,2,...,n

(имеется в виду цена за единицу измерения соответствующего товара - штуку или килограмм...).

Обратим внимание, что выше индекс j относится к различным актам купли-продажи, в которых участвуют различные продавцы и покупатели. В последних же рассмотрениях речь идет о покупках одного экономического субъекта, а потому используется иной индекс суммирования - i.

Расходы на покупки рассматриваемого экономического субъекта равны



Эту величину следует сопоставлять с доходом D рассматриваемого экономического субъекта. Если D - C > 0, то экономическое положение субъекта благоприятно, его доход больше расходов. Если же D - C < 0, то его положение неблагоприятно, доход меньше расходов. Это означает, что он расходует ранее накопленные средства, делает долги (в частности, берет кредиты) и т.д.

Из сказанного вытекает, что величина расходов C(t) регулируется экономическим субъектом в соответствии с его доходом. Изменение (рост) цен ri(t) с течением времени t делает невозможным сохранение прежней структуры потребления (Q1(t),Q2(t),...,Qn(t)), если рост дохода отстает от роста цен. Структура потребления изменяется, сокращается потребление относительно дорогих товаров и услуг, в порядке компенсации увеличивается потребление относительно дешевых. Например, уменьшается потребление мяса и увеличивается - хлеба и картофеля. При быстром росте цен возможен и другой эффект - "бегство от рубля". В связи с обесцениванием сбережений экономические субъекты направляют доход на текущее потребление, ценой отказа от накопления средств на приобретение дорогостоящих товаров длительного пользования.

Проблемы усреднения темпов роста цен. Обсудим проблемы измерения роста цен на товары и услуги. Рассмотрим сначала конкретного экономического субъекта. Ясно, что цены на различные товары меняются по-разному. Для конкретного товара рост цены описывается величиной (индексом)

Ii(t1,t2) = ri(t2)/ri(t1).

Эти индексы различны для различных товаров.

Одна из основных проблем в современной экономике - проблема агрегирования с целью сжатия информации (см., например, монографию [1]). Как свести к одной величине индексы цен для различных товаров и услуг?

Уровень цен выражается в виде индекса. Он является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров, называемого "рыночной корзиной" (или "потребительской корзиной"), для данного (текущего) момента времени, и совокупной ценой идентичной либо сходной группы товаров в базовый момент времени.

Первое, что приходит в голову - усреднить индексы для отдельных товаров и услуг. Но какое среднее взять? Среднее арифметическое? Среднее геометрическое? Среднее гармоническое? Среднее квадратическое? В экономике используется много различных видов средних (см., например, главу 3 выше).

На первый взгляд, представляется естественным использовать взвешенное среднее арифметическое индексов роста цен на отдельные товары и услуги, а в качестве весов использовать относительные объемы потребления этих товаров и услуг. А именно, средним (или индексом) роста цен за интервал времени [t1,t2] представляется естественным назвать величину

(1)

где С = Q1(t1) + Q2(t1) + Q3(t1)+ ...+ Qn(t1).

Обратите внимание на то, что индекс роста цен зависит от базовых значений цен и объемов потребления, определяемых в момент начала измерения t1, и от текущих цен, измеренных в момент t2.

Очевидно, при реальных расчетах в качестве базового момента целесообразно брать тот, в котором соотношение различных товаров и услуг в потреблении является типичным для рассматриваемого экономического субъекта, т.е. базовый момент должен отражать стабильное потребление. Например, нельзя в качестве базового момента брать январь 1992 г., когда были отпущены цены на основные продукты и товары народного потребления. В январе 1992 г. структура потребления была сильно искажена, поскольку существенная часть населения, испытывая недостаток наличных денег, резко сократила закупки дорогостоящих товаров и услуг, в частности, используя накопленные запасы продуктов.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Эконометрический анализ инфляции Наиболее часто встречаются людям такие экономические характеристики, как цены на товары и услуги. Как правило, они iconЭконометрический анализ инфляции Наиболее часто встречаются людям такие экономические характеристики, как цены на товары и услуги. Как правило, они
Наиболее часто встречаются людям такие экономические характеристики, как цены на товары и услуги. Как правило, они изменяются с течением...
Эконометрический анализ инфляции Наиболее часто встречаются людям такие экономические характеристики, как цены на товары и услуги. Как правило, они iconХимико-токсикологический анализ ядовитых и сильнодействующих веществ, извлекаемых из биологического материала полярными растворителями
Многолетняя статистика показала, что в практике судебно-химической экспертизы наиболее часто встречаются отравления
Эконометрический анализ инфляции Наиболее часто встречаются людям такие экономические характеристики, как цены на товары и услуги. Как правило, они iconЧто это за документ и зачем он нужен?
Семантическое ядро запросов – это анализ спроса на ваши товары (услуги) в поисковых системах. Ваши потенциальные клиенты ищут ваши...
Эконометрический анализ инфляции Наиболее часто встречаются людям такие экономические характеристики, как цены на товары и услуги. Как правило, они iconВ последние годы все реже встречаются практически здоровые дети. Наиболее часто встречаются патологии нервной системы, опорно-двигательного аппарата, патологии
В последние годы все реже встречаются практически здоровые дети. Наиболее часто встречаются патологии нервной системы, опорно-двигательного...
Эконометрический анализ инфляции Наиболее часто встречаются людям такие экономические характеристики, как цены на товары и услуги. Как правило, они iconКлинически значимые дисгемоглобины. Метгемоглобин торшин В. А., к м. н., доцент кафедры биохимии рмапо, г. Москва Основной функцией содержащегося в эритроцитах
При увеличении содержания дисгемоглобинов существенно страдает кислородотранспортная функция крови. Наиболее часто в клинической...
Эконометрический анализ инфляции Наиболее часто встречаются людям такие экономические характеристики, как цены на товары и услуги. Как правило, они iconАграрная политика россии в современных экономических условиях
По оценке Росстата только за первое полугодие 2010 года цены на продукты питания выросли на 5,6%, при инфляции в 4,7%. Продовольствие...
Эконометрический анализ инфляции Наиболее часто встречаются людям такие экономические характеристики, как цены на товары и услуги. Как правило, они iconИнфляция
Внешним проявлением инфляции является повышение общего уровня цен, т е совокупный рост цен на товары и услуги в течение длительного...
Эконометрический анализ инфляции Наиболее часто встречаются людям такие экономические характеристики, как цены на товары и услуги. Как правило, они icon6. Болезни сердечно-сосудистой системы, иммунной системы и системы крови Заболевания сердечно-сосудистой системы не так часто встречаются у кошек, однако
Заболевания сердечно-сосудистой системы не так часто встречаются у кошек, однако симптомы их следует знать и при малейшей необходимости...
Эконометрический анализ инфляции Наиболее часто встречаются людям такие экономические характеристики, как цены на товары и услуги. Как правило, они iconНаследственные заболевания человека
Наиболее часто встречаются: генные, или точковые, мутации, связанные с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК
Эконометрический анализ инфляции Наиболее часто встречаются людям такие экономические характеристики, как цены на товары и услуги. Как правило, они iconБолее с каждого улья ( до 70 кг и более товарного меда)
Сть и пчел. Наиболее часто встречаются такие заболевания, как американский и европейский гнильцы пчел, аскосфероз, аспергиллез, нозематоз,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©knu.znate.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница