Отношение к деньгам у студентов, обучающихся в Украине Яновская С. Г., Туренко Р. Л., Гао Лей




Скачать 242,43 Kb.
НазваниеОтношение к деньгам у студентов, обучающихся в Украине Яновская С. Г., Туренко Р. Л., Гао Лей
страница1/2
Дата конвертации05.11.2016
Размер242,43 Kb.
ТипДокументы
  1   2

Отношение к деньгам у студентов, обучающихся в

Украине

Яновская С.Г., Туренко Р.Л., Гао Лей

_____________________________________________________________________________

Анотація

У статті проведено порівняльний аналіз ставлення до грошей в українських та китайських студентів,

що навчаються в українських ВНЗ. Було виявлено, що і для українських, і для китайських студентів гроші та

грошові одиниці є низько оценіваемимі поняттями. А висока оцінка грошових одиниць пов'язана з їх

стабільністю. Також була виявлена четирехфакторная структура установок по відношенню до грошей, що

вказує на її дифузним і недіффіренцірованность в порівнянні з молоддю західних країн.

Ключові слова: ставлення до грошей, гроші, грошові одиниці, студентська молодь України і Китаю.

Annotation

Attitudes Toward Money of Students in Ukraine

The present paper gives the comparative analysis of Ukrainian and Chinese students’ attitude towards

money. Those students studied in Ukrainian higher educational establishment. It was found out that both for

Ukrainian and Chinese students money and monetary units was connected with their stability. The work also

showed four – factors aim structure with respect to money that pointed to its diffusion and in differentiation

comparatively to the youth of western countries.

Keywords: attitude to money, money, currencies, student youth of Ukraine and China.

_____________________________________________________________________________

Актуальность исследования

проблемы отношения к деньгам

определяется, с одной стороны,

существенными изменениями,

происходящими в экономике страны, и

требованиями к высoкой эконoмической

эффективности граждан, а с другой -

необхoдимостью учета социально-

психологического феномена отношения к

деньгам, поскольку эти отношения во многом

определяют экономическое поведение

населения Украины. Отношение к деньгам

является важным компонентом

экономического сознания групп и

конкретных людей. Достаточно долго тема

отношения к деньгам рассматривалась в

рамках экономических наук, где основным

было представление о всеобщей

эквивалентности денег. В настоящее время

актуальным является исследование

специфических особенностей отношения

людей к деньгам. В психологии такими

особенностями являются денежные

ценности, потребности, мотивы, социальные

установки, экономическое мышление, а

также изучение различных социально-

психологических типов людей по отношению

к деньгам (Журавлев А.Л., Купрейченко А.

Б., 2003; Позняков В.П., 2004).

В современном мире деньги имеют

наибольшую ценность в тех культурах, где

они выражают принадлежность человека к

определенному социальному классу. В

странах с индивидуалистической культурой,

в основе которой лежит протестантская

трудовая этика, богатство является

показателем индивидуальных достижений и

богоизбранности [1]. В коллективистических

культурах значимость денег для личности

значительно ниже, так как реальная их

ценность определяется способностью

обеспечить благополучие и процветание

всего сообщества. Аналогично, можно

предположить, что будут выявлены различия

по отношению к деньгам у представителей

восточной и западной культур: у украинских

и китайских студентов, обучающихся в

Украине.

Целью нашей работы было сравнение

особенностей отношения к деньгам у

украинских и китайских студентов,

обучающихся в украинских ВУЗах. Были

использованы следующие методы и

методики: беседа, метод свободных

ассоциаций, метод семантического

дифференциала Ч. Осгуда, опросник

«Отношение к деньгам» Э. Фарнема.

В исследовании принимали участие

украинские и китайские студенты в возрасте

19-26 лет, обучающиеся в Харьковском

национальном университете имени В.Н.

Каразина. Всего в исследовании приняли

участие 63 человека из них 30 юношей и 33

девушки. Исследуемые были разбиты на две

подгруппы: 1 группа – украинские студенты

в количестве 32 человек, в возрасте 19-21

года; 2 группа – китайские студенты,

обучающиеся в Украине в количестве 31

человека, в возрасте 20-26 лет.

Для обработки результатов

исследования использовались методы

математической статистики: был проведен

первичный математический анализ и

корреляционный анализ, был вычислен

коэффициент корреляции Пирсона, проведен

факторный анализ. Была использована

программа SPSS 12.0 for Windows.

С помощью методики семантического

дифференциала студенты оценивали понятия

«деньги», «доллар», «гривна» и «юань».

Полученные данные указывают на

низкую оценку денег и денежных единиц

украинскими студентами. Так, понятие

«деньги» было оценено следующим образом:

по фактору «Оценка» среднегрупповое

значение 2,6 балла, по фактору «Сила» - 3,8

баллов и по фактору «Активность» - 3,4

балла. Понятие «доллар» было оценено

следующим образом: по фактору «Оценка»

среднегрупповое значение 3,75 балла, по

фактору «Сила» - 2,5 баллов и по фактору

«Активность» - 0,25 балла. Понятие

«гривна» было оценено следующим образом:

по фактору «Оценка» среднегрупповое

значение 1,2 балла, по фактору «Сила» - 5,8

баллов и по фактору «Активность» - 4,2

балла.

Нами были проанализированы

данные по фактору «Оценка», с помощью

которых украинские студенты оценивали

понятия «деньги» и денежные единицы. В

группе украинских студентов все

исследуемые показатели были оценены

положительно, ниже среднего.

Максимальную оценку получило понятие

«доллар», поскольку именно эта валюта, по

мнению исследуемых, является достаточно

стабильной и платежеспособной. Самые

низкие баллы набрала украинская валюта

«гривна».

Оценка понятия «деньги» находится

между числовыми показателями «доллара» и

«гривны». Таким образом отношение к

деньгам у украинских студентов находится

где-то посередине между долларом и

гривной. При этом резкое падение курса

доллара за последнее время все равно не

увеличило числовое значение оценки

гривны, хотя по сравнению с данными

предыдущих исследований, показатели по

фактору «оценка» понятия «гривна» стали

выше.

С помощью методики семантического

дифференциала в группе китайских

студентов также были оценены такие

понятия как «деньги», «доллар», «гривна», и,

кроме этого мы добавили еще понятие

«юань». Полученные данные указывают на

низкую оценку денег и денежных единиц

китайскими студентами. Так, понятие

«деньги» было оценено следующим образом:

по фактору «Оценка» среднегрупповое

значение 2,25 балла, по фактору «Сила» - 0

баллов и по фактору «Активность» - -1,5

балла. Понятие «доллар» было оценено

следующим образом: по фактору «Оценка»

среднегрупповое значение 2,75 балла, по

фактору «Сила» - -1,5 баллов и по фактору

«Активность» - -0,25 балла. Понятие

«гривна» было оценено следующим образом:

по фактору «Оценка» среднегрупповое

значение 1,5 балла, по фактору «Сила» - -2,0

баллов и по фактору «Активность» - 0,25

балла. Понятие «юань» было оценено

следующим образом: по фактору «Оценка»

среднегрупповое значение 1,75 балла, по

фактору «Сила» - 2,25 баллов и по фактору

«Активность» - 3,0 балла.

Нами были проанализированы

данные по фактору «Оценка», с помощью

которых китайские студенты оценивали

понятия «деньги» и денежные единицы. В

группе китайских студентов все исследуемые

показатели были оценены положительно.

Максимальную оценку получило понятие

«доллар», поскольку именно эта валюта, по

мнению исследуемых, является наиболее

стабильной и платежеспособной. Самые

низкие баллы набрала украинская валюта

«гривна».

Оценка понятия «деньги» более всего

приближена к оценке «доллара». Показатели

оценки «гривны» и «юаня» отличны от

понятия «деньги». Причем наибольшее

различие наблюдается между понятиями

«деньги» и «гривна». Итак, не смотря на

имеющийся опыт жизнедеятельности в

Украине, отношение китайских студентов к

национальной украинской валюте крайне

низкое и отдалено от понятия «деньги».

Таким образом, деньги и денежные

единицы для украинских и китайских

студентов являются низко оцениваемыми

понятиями. Наиболее высоко оцениваемой

валютой как для украинских, так и для

китайских студентов является «доллар».

Достаточной активностью и силой для

китайских студентов обладает национальная

валюта «юань».

На наш взгляд, это связано с тем, что

испытуемые непосредственно сталкиваются с

проблемой денег, им нужно их зарабатывать

или распределять, многие из студентов

совмещают работу и учебу. С другой

стороны полученные данные указывают на

высокий уровень патриотизма китайских

студентов по отношению к национальной

валюте, чего к сожалению не скажешь об

украинских студентах.

С помощью метода свободных

ассоциаций были определены понятия,

которые ассоциируются у украинских

студентов с понятием «деньги». Анализируя

ассоциации, необходимо отметить, что

большинство студентов отметили

положительные характеристики денег, и

только семеро из опрошенных указали на то,

что деньги являются злом, деградацией и

несправедливостью. Но в целом, мы можем

говорить о том, что «деньги» для украинских

студентов в большинстве случаев

ассоциируются с его жизнью, перспективой,

достатком и работой. И как следствие уже с

его благополучием, возможностями и

положением в обществе.

В группе китайских студентов также

были отмечены положительные

характеристики денег, и только шестеро из

опрошенных указали на то, что деньги

являются злом и несправедливостью. Но в

целом, мы можем говорить о том, что

«деньги» для китайских студентов в

большинстве случаев ассоциируются с

учебой, достатком и работой. Необходимо

отметить, что ассоциативный ряд понятия

«деньги», названный китайскими студентами

намного меньше, чем аналогичный у

украинских.

Итак, анализ ассоциативного ряда

понятия «деньги» в группах украинских и

китайских студентов еще раз подтвердил

наличие двойственности отношения к

деньгам: деньги одновременно и добро, и

зло. Наличие денег расширяет возможности и

перспективы студентов, дает им новое

качество жизни. Но, с другой стороны,

зависимость от денег грозит бездуховностью

и деградацией.

Далее были проанализированы

корреляционные взаимосвязи между

понятием «деньги» и денежными единицами:

«доллар» и «гривна» в группе украинских

студентов. Фактор «Оценка» понятия

«деньги» образует значимую отрицательную

корреляционную взаимосвязь с факторами

«Активность» всех исследуемых денежных

единиц. А именно: с понятием «доллар» (r=-

0.699, ρ<0,01) и с «гривной» (r=-0.473,

ρ<0,01). Таким образом, оценка денег

противопоставляется активности и

изменениям, происходящим с конкретными

денежными единицами, т.е. чем более

стабильна валюта, тем более высоко ее будут

оценивать украинские студенты.

Фактор «Сила» понятия «деньги»

образует значимую положительную

корреляционную взаимосвязь с факторами

«Оценка» понятия «доллар» (r=0.830, ρ<0,01)

и «Активность» понятия «гривна» (r=0.513,

ρ<0,01). Также была выявлена отрицательная

корреляционная зависимость с факторами

«Сила» и «Активность» понятия «доллар»

(соответственно: r=-0.630, ρ<0,01 и r=-0.619,

ρ<0,01); с факторами «Оценка» и «Сила»

понятия «гривна» (соответственно: r=-0.499,

ρ<0,01 и r=-0.619, ρ<0,01).

Фактор «Активность» понятия

«деньги» образует значимую положительную

корреляционную взаимосвязь с факторами

«Сила» и «Активность» понятия «доллар»

(соответственно: r=0.920, ρ<0,01 и r=0.633,

ρ<0,01), с фактором «Оценка» понятия

«гривна» (r=0.414, ρ<0,05). Оценочно-

самооценочные показатели понятия «доллар»

не образуют ни одной значимой

корреляционной связи с понятием «гривна» в

исследуемой группе украинских студентов.

Итак, выявленные закономерности

взаимосвязи валют и понятия «деньги»

указывает на следующее: высокая оценка

денежных единиц для украинских студентов

связана с их стабильностью; студенты

высоко оценивают силу и возможности

американской валюты, что касается

отношения к гривне, то оно связано с

характеристиками платежеспособности

гривны и уровнем инфляции в стране.

В результате корреляционного

анализа было выявлено наличие следующих

значимых взаимосвязей между

исследуемыми характеристиками в группе

китайских студентов.

Фактор «Оценка» понятия «деньги»

образует значимую отрицательную

корреляционную взаимосвязь с факторами

«Активность» всех исследуемых денежных

единиц. А именно: с понятием «доллар» (r=-

0.699, ρ<0,01), с «гривной» (r=-0.473, ρ<0,01)

и с «юанем» (r=-0.470, ρ<0,05). Таким

образом, оценка денег противопоставляется

активности и изменениям, происходящим с

конкретными денежными единицами, т.е.

чем более стабильна валюта, тем более

высоко ее будут оценивать китайские

студенты.

Фактор «Сила» понятия «деньги»

образует значимую положительную

корреляционную взаимосвязь с факторами

«Оценка» понятия «доллар» (r=0.830, ρ<0,01)

и «Активность» понятия «гривна» (r=0.513,

ρ<0,01). Также была выявлена отрицательная

корреляционная зависимость с факторами

«Сила» и «Активность» понятия «доллар»

(соответственно: r=-0.630, ρ<0,01 и r=-0.619,

ρ<0,01); с факторами «Оценка» и «Сила»

понятия «гривна» (соответственно: r=-0.499,

ρ<0,01 и r=-0.619, ρ<0,01); с факторами

«Оценка» и «Активность» понятия «юань»

(соответственно: r=-0.369, ρ<0,05 и r=-0.410,

ρ<0,05).

Фактор «Активность» понятия

«деньги» образует значимую положительную

корреляционную взаимосвязь с факторами

«Сила» и «Активность» понятия «доллар»

(соответственно: r=0.920, ρ<0,01 и r=0.633,

ρ<0,01), с фактором «Оценка» понятий

«гривна» и «юань» (соответственно: r=0.414,

ρ<0,05; r=0.468, ρ<0,05). Также была

выявлена отрицательная корреляционная

зависимость с фактором «Оценка» понятия

«доллар» (r=-0.979, ρ<0,01), с фактором

«Активность» понятия «гривна» (r=-0.381,

ρ<0,05) и с фактором «Сила» понятия «юань»

(r=-0.717, ρ<0,01).

Оценочно-самооценочные показатели

понятия «доллар» не образуют ни одной

значимой корреляционной связи с понятием

«гривна» в исследуемой группе китайских

студентов. При этом фактор «Оценка»

понятия «доллар» образует положительную

корреляционную связь с фактором «Сила»

понятия «юань» (r=0.740, ρ<0,01) и

отрицательную с фактором «Оценка» (r=-

0.492, ρ<0,01); фактор «Сила» образует

положительную корреляционную связь с

фактором «Оценка» (r=0.631, ρ<0,01) и

отрицательную с фактором «Сила» (r=-0.831,

ρ<0,01) понятия «юань»; фактор

«Активность» понятия «доллар» образует

положительную корреляционную связь с

фактором «Оценка» понятия «юань»

(r=0.390, ρ<0,05).

Что касается взаимосвязей двух

национальных валют украинской и

китайской, то здесь были выявлены

следующие закономерности. Фактор

«Оценка» понятия «гривна» положительно

коррелирует с фактором «Активность»

понятия «юань» (r=0.790, ρ<0,01). Фактор

«Сила» понятия «гривна» положительно

коррелирует с фактором «Активность»

понятия «юань» (r=0.762, ρ<0,01) и фактором

«Сила» (r=0.403, ρ<0,05).

Итак, выявленные закономерности

взаимосвязи национальных валют и понятия

«деньги» указывает на следующее: высокая

оценка денежных единиц для китайских

студентов связана с их стабильностью; не

смотря на наличие противопоставления в

оценке «юаня» и «доллара», тем не менее

студенты из Китая высоко оценивают силу и

возможности американской валюты, что

касается отношения к гривне, то оно связано

с курсом юаня по отношению к гривне и с

характеристиками платежеспособности

гривны.

Далее нами был проведен анализ

результатов факторизации данных опросника

«Отношение к деньгам» в группах китайских

и украинских студентов. В результате

проведенного факторного анализа было

выявлено недифференцированное отношение

к деньгам в исследуемых группах студентов.

При этом и в группе украинских, и в группе

китайских студентов нами было выделено 4

основных независимых фактора. Итак, в

группе украинских студентов были выявлены

следующие факторы, демонстрирующие

особенности отношения к деньгам.

Наиболее мощным, объясняющим

29,2% дисперсии, оказался фактор, который

получил название

  1   2

Похожие:

Отношение к деньгам у студентов, обучающихся в Украине Яновская С. Г., Туренко Р. Л., Гао Лей iconОтношение различных групп населения современного общества к многодетным семьям
Отношение к многодетным семьям обучающихся средних общеобразовательных учреждений
Отношение к деньгам у студентов, обучающихся в Украине Яновская С. Г., Туренко Р. Л., Гао Лей iconУчебное пособие для студентов, обучающихся по специальности
С73 Спортивная медицина : учеб пособие для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура» / сост. А. В. Тимушкин....
Отношение к деньгам у студентов, обучающихся в Украине Яновская С. Г., Туренко Р. Л., Гао Лей iconУчебник подготовлен в соответствии с программой курса конституционного права зарубежных стран для студентов ву3зов, обучающихся по специальности "Юриспруденция"
Рекомендовано умо по юридическому образованию высших учебных заведений в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению...
Отношение к деньгам у студентов, обучающихся в Украине Яновская С. Г., Туренко Р. Л., Гао Лей iconУчебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Для студентов вузов, обучающихся по управленческим специальностям и направлению, изучающих дисциплину «Организационное поведение»
Допущено Учеьно-методическим объединением в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению...
Отношение к деньгам у студентов, обучающихся в Украине Яновская С. Г., Туренко Р. Л., Гао Лей iconПервичная профсоюзная организация работников и обучающихся
Сбор членских профсоюзных взносов со студентов, обучающихся на коммерческой основе и не получающих стипендию
Отношение к деньгам у студентов, обучающихся в Украине Яновская С. Г., Туренко Р. Л., Гао Лей iconВыяснить отношение студентов к основным проблемам биоэтики (аборт, эвтаназия, клонирование, искусственное оплодотворения и др.)
Весной 2001 года сотрудниками кафедры биомедицинской этики ргму был проведен опрос среди студентов 4 курса педиатрического факультета...
Отношение к деньгам у студентов, обучающихся в Украине Яновская С. Г., Туренко Р. Л., Гао Лей iconОтчет по результатам качественного исследования
«отношение политиков, представителей сми и деятелей культуры к проблеме вич/cпид в украине»
Отношение к деньгам у студентов, обучающихся в Украине Яновская С. Г., Туренко Р. Л., Гао Лей iconУчебник подготовлен в соответствии с программой курса конституционного права зарубежных стран для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция"
Рекомендовано умо по юридическому образованию высших учебных заведений в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению...
Отношение к деньгам у студентов, обучающихся в Украине Яновская С. Г., Туренко Р. Л., Гао Лей iconВниманию студентов 1-4-го курсов Колледжа мэси, обучающихся по специальностям
Экскурсии для студентов групп в Музей меценатов, предпринимателей и благотворителей
Отношение к деньгам у студентов, обучающихся в Украине Яновская С. Г., Туренко Р. Л., Гао Лей iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 Юриспруденция Федеральное агентство по образованию
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», и содержит материалы по всем...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©knu.znate.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница