Творческая работа (эссе) о культуре питания славян Выполнила Захватайлова Мария, учащаяся гр. №54 по профессии «Повар, кондитер»




Скачать 86,54 Kb.
НазваниеТворческая работа (эссе) о культуре питания славян Выполнила Захватайлова Мария, учащаяся гр. №54 по профессии «Повар, кондитер»
Дата конвертации05.11.2016
Размер86,54 Kb.
ТипТворческая работа
ОГОУ НПО Профессиональное училище №4 г. Тулуна




Министерство образования Иркутской области

Областное государственное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональное училище №4










Творческая работа (эссе)




О культуре питания славян






















Выполнила Захватайлова Мария,

учащаяся гр. №54 по профессии

«Повар, кондитер»




Руководитель: Соколова Е.Г.,

преподаватель 1кв. категории

























Тулун, 2008

О культуре питания славян

За последнее столетие мы оказались оторванными от своих национальных корней, нарушилась связь времен, и это пагубно отразилось на нашей культуре и духовности. С уничтожением в годы Гражданской войны и репрессий духовенства, дворянства, интеллигенции, крестьянства- носителей русской культуры, духовности и традиций, мы очень многого лишились навсегда. Главное из утерянных нашим обществом качеств- духовная нравственность и национальное самоуважение.

Сейчас особенно становится актуальным познание своей славянской культуры. Хочется привести слова великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина: « Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». Я хочу коснуться малоизвестной темы, но очень для меня интересной.

« Скажи мне, что ты ешь, и я скажу кто ты»- так можно перефразировать известную поговорку. Что же ели и пили древние славяне?

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон …

Так говорится в русской народной сказке «Колобок».

« Хлеб да соль!»- говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом. «Хлеба кушать!»- непременно отвечали ему. Хлебом и солью встречают и провожают русские всякого гостя. Эта традиция уходит своими корнями в далекое прошлое Руси.

Хлеб в старину ставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол –

доска».

Во время приема пищи, трапезы, в прошлые времена сидели чинно, о пустяках не говорили. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошел старший по возрасту или почетный гость. Ем у кланялись, сидя за столом, и продолжали не спеша есть.

На обеденный стол ставилась большая чаша- одна на всю семью. Размеры ее порой доходили до полуметра в диаметре. Хозяин дома сидел на почетном месте за столом. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть. Зачерпнув еду, отправляли ее в рот, ложку облизывали, клали ее на стол, прожевывали, проглатывали. Потом опять брали ложку и т.д. Если кто-то из членов семьи делал что-то неправильно или торопился, то от старшего быстро получал ложкой по лбу.

Ели деревянными ложками. Центральное место занимали на столе солоница и ковши. Ковшами- черпаками разливали напитки по малым ковшам.

Что же черпали наши предки ложками из миски и какие напитки разливали в ковши? Что же они ели и пили?

Путешественник и купец ибн - Фадлан говорит, что славяне в жертву своим богам приносят хлеб, лук, мясо, молоко. А у всех народов велось приносить в дар то, чем сами питались, выбирая лучшее.

Арабские и греческие писатели рассказывают, что у наших предков хлеб составлял главную пищу. (Оказывается, вот почему русский человек за столом ест много хлеба) Особенно они любили пшено, полученное из проса.

Археологические находки вполне подтверждают эти знания. Во время раскопок городищ, могил часто встречаются зерна ржи, ячменя, овса, пшеницы, гороха, чечевицы.

О важной роли хлеба говорят десятки пословиц, созданных нашими предками. Среди них: «Без хлеба нет обеда», «Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно», «Рыба-вода, ягода- трава, а хлеб – всему голова».

Хлеба у славян были разные: пшеничный, ржаной, просяной, с добавлением травы т.д. Некоторые племена пекли хлеб без соли, так как соль была очень дорогой, поэтому у них была даже примета, что просыпать соль - не к добру. Считалось, что это приведет к ссоре. «Хлебать с солью» считалось признаком состоятельности. Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а разной мелкоте доставалась несоленая пища. Вот и возникла поговорка: «Не солоно хлебавши»

А помните, с какой любовью рассказывается в детской сказке: «Я колобок, колобок по сусекам метен…»

Колобки- это небольшие круглые хлебцы или толстые лепешки- обыкновенно пекли из остатков муки от пирогов или хлебов..

Древним славянским блюдом из молотого зерна были и блины. Сначала их ели во время поминок, а уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать.

Древнеславянской пищей является толокно- толченая немолотая овсяная мука с водой или квасом и солью. Толокно от всех бед прибежище, любимая еда и в дальних дорогах спасенье. Кушанье скорое- замесил да и в рот положил.

Выручала славян и тюря- кусочки черного хлеба, размоченные в квасе или в воде, иногда с добавлением чеснока или конопляного масла. Это уже после в тюрю стали добавлять молоко.

Варили славяне и мучные супы из ржаной, ячменной, овсяной, гречишной, гороховой и бобовой муки с солью.

Ну а без каши и обед- не в обед. Это была основная еда славян. «Каша-мать наша,»- говорили в старину, потому что это блюдо было ежедневным. Немудреное это кушанье: по пословице, и дурень сварит- была бы крупица да водица. «Где щи да каша, там и место наше» Но чем хуже каша других блюд?

Ее можно было есть и без хлеба. Так часто было в бедных семьях. Не все жили в достатке.

Любили славяне и кисель. «Киселем брюха не испортишь», - гласит поговорка. Для него всегда находилось место и самый большой почет и на пиру, и на похоронах.

Картошки славяне не знали, ее заменяла репа. Готовили из нее и паренки, и печеницы (то есть репа, печеная в печке). Любили есть ее и в сыром виде. Поэтому существует пословица: «Горох да репа- завидное дело; кто идет, тот и сорвет».

Много и охотно ели славяне лук, особенно в годы эпидемий. «Лук от семи недуг»- так говорит пословица.

Вплоть до 17 века русские не знали других огородных растений, кроме простой капусты, чеснока, лука, огурцов, репы, свеклы (бураков).

Дикие растения ели сырыми- это дикий лук, кислые листья щавеля, стебли и цветы заячьей капусты, молодые побеги липы, мальвы полевой. К этому надо прибавить различные ягоды, орехи, грибы, дикие яблоки, груши. Как видите, не так уж и беден был стол древних славян.

А мясо было на столе? Редко. Понятно, что мясо теленка – это «телятина», «свинина»- мясо свиньи. А почему говядина? Какое это мясо? Оказывается, раньше было слово «говядо». Им называли крупный рогатый скот: коров, быков, волов.

Из напитков надо сказать в первую очередь о тех, которые давала сама природа: о березовом и кленовом соках.

Квас тоже считался знатным напитком. Это был древний напиток. Когда он был создан - неизвестно. Наверняка с того времени, когда возник сам народ. Редкие гости из-за моря рассказывали про нас своим сородичам: «Возьмут-де листья, начнут хлестать себя ими так, что сделаются мертвыми, а потом обольются питейным квасом- и оживут». Квасы делали разные: сладкий, кислый, мятный, окрошечный, душистый… «Хорош квасок, коли шибает в носок», - говорили о добром квасе. Зато неумело приготовленному квасу доставалось сполна: Этот квас уж семерых спас, а добирается до того, кто




делает его». Другие народы про него не знали. А славян квас да хлеб не раз от голодной смерти спасали.

Любимым хмельным питьем славян был вареный мед. Недаром многие сказки имели такую концовку: «И я там был, мед- пиво пил; по усам текло, а в рот не попало…»Конечно, после такой медовухи человек был навеселе, но это было немного и ненадолго, т.е славяне могли твердо этому противостоять, т.к. крепки были духом своим.

Со временем изменения в кушанья вводились незаметно. Кушанья были просты и не разнообразны.






















































Похожие:

Творческая работа (эссе) о культуре питания славян Выполнила Захватайлова Мария, учащаяся гр. №54 по профессии «Повар, кондитер» iconОсновная образовательная программа начального профессионального образования по направлению подготовки 260807. 01 «Повар, кондитер»
Основная профессиональная образовательная программа начального профессионального образования разработана на основе образовательного...
Творческая работа (эссе) о культуре питания славян Выполнила Захватайлова Мария, учащаяся гр. №54 по профессии «Повар, кондитер» iconПрограмма по предмету: Кубановедение. Для подготовки квалифицированных рабочих по профессии: мастер общих строительных работ, тракторист-машинист, автомеханик, повар-кондитер
...
Творческая работа (эссе) о культуре питания славян Выполнила Захватайлова Мария, учащаяся гр. №54 по профессии «Повар, кондитер» iconНа конкурс всероссийский Фестиваль «творческий урок» план урока теоретического обучения по профессии 260807. 01«повар, кондитер» мдк. 2: «Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога и теста»
Методическая разработка предназначена для практических занятий теоретического обучения по мдк 2: «Приготовление блюд и гарниров из...
Творческая работа (эссе) о культуре питания славян Выполнила Захватайлова Мария, учащаяся гр. №54 по профессии «Повар, кондитер» iconПроверочная работа за Iсеместр I курса. Специальность повар, кондитер
Цель урока: Выяснить способности применять приобретенные навыки и умения для решения
Творческая работа (эссе) о культуре питания славян Выполнила Захватайлова Мария, учащаяся гр. №54 по профессии «Повар, кондитер» iconСекрет приготовления кукурузной пальмы
С 8 по 21 апреля в Рязанской области проводился фестиваль “Гимн профессии”. Наш корреспондент побывала на олимпиаде профессионального...
Творческая работа (эссе) о культуре питания славян Выполнила Захватайлова Мария, учащаяся гр. №54 по профессии «Повар, кондитер» iconСтандарт российской федерации
Российской Федерации по профессии “Повар, кондитер” (федеральный компонент) разработан в соответствии с Перечнем профессий начального...
Творческая работа (эссе) о культуре питания славян Выполнила Захватайлова Мария, учащаяся гр. №54 по профессии «Повар, кондитер» iconПлан проведения мастер-классов для обучающихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер»
Цель мастер-классов: Создание условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся, через творческую деятельность
Творческая работа (эссе) о культуре питания славян Выполнила Захватайлова Мария, учащаяся гр. №54 по профессии «Повар, кондитер» iconОбразовательная программа стажировки выпускника по профессии «Кондитер»
«Кондитер» разработана коллективом преподавателей Тамбовского областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального...
Творческая работа (эссе) о культуре питания славян Выполнила Захватайлова Мария, учащаяся гр. №54 по профессии «Повар, кондитер» iconПрофессиограмма «Повар-кондитер»
Естественные науки (физика, химия, биология), уровень 3, высокий (технологический)
Творческая работа (эссе) о культуре питания славян Выполнила Захватайлова Мария, учащаяся гр. №54 по профессии «Повар, кондитер» iconТворческая работа (эссе) Объем
Объем: 5-15 страниц, 14 кегль, Times New Roman, интервал – 1,5; отступы: верх, низ – 20мм, слева – 30мм, справа – 15мм
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©knu.znate.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница